Российская промышленность готовится побить очередной кризисный рекорд. В июне интенсивность роста выпуска продукции может вплотную приблизиться к показателям начала 2008 года. Такие выводы содержатся в очередном исследовании лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода.
И это несмотря на то, что индекс оптимизма предприятий по сравнению с маем, когда он достиг рекордной величины с начала кризиса, несколько снизился. Основная причина - резкое падение удовлетворенности объемами продаж. В июне эта компонента Индекса ИЭПП потеряла сразу 16 пунктов и вновь стала отрицательной. Предыдущий бурный подъем, который был зарегистрирован в марте-мае, прекратился из-за медленного увеличение темпов роста спроса. Он прибавил в месяц 1-2 пункта, а предприятия, похоже, рассчитывали на большее.
Тем не менее, индекс оптимизма российской промышленности остался в положительной зоне, где находится все последние три месяца. Все это говорит о том, что в компаниях все-таки преобладают позитивные оценки текущей ситуации. Что и подтверждает динамика оценок запасов продукции. В мае она явно улучшилась, что свидетельствовало о надеждах предприятий на увеличение темпов роста продаж в июне-июле. Так что планы выпуска продукции продолжают сохранять высокий и относительно устойчивый оптимизм. Его подпитывает и изменившаяся ситуация на кредитном рынке. В июне она в среднем опустилась до 14,2 процента годовых. Кстати, ее нормальный уровень оценивается сейчас предприятиями в 13,4 процента.
Результаты опроса "РГ" прокомментировал заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Институт экономики переходного периода Сергей Цухло.
РГ: В вашем отчете сказано, что, по первым оценкам, интенсивность роста выпуска продукции в июне выходит на очередной кризисный рекорд и становится все более сопоставимой со значениями начала 2008 года. За счет чего? На сколько в июне может быть увеличен выпуск продукции?
Цухло: Это все благодаря спросу. А что касается выпуска, то по оценкам предприятий, он должен быть выше, чем в мае.
РГ: В то же время в отчете говорится: первые оценки состояния российской промышленности в июне показали снижение оптимизма после майского скачка. Основная причина - резкое снижение удовлетворенности объемами продаж. Нет ли здесь противоречия: по продажам оптимизм падает, а интенсивность роста выпуска продукции выйдет на рекорд. На склад будут работать, впрок?
Цухло: Противоречий быть не может. Поскольку, судя по всему, прогнозы предприятий были рассчитаны на более высокие темпы роста спроса. А их не было. Поэтому компании скорректировали свою удовлетворенность текущими объемами продаж. Об этом говорят и оценки запаса готовой продукции. Так что, скорее всего, на склад работать не будут. По крайней мере, из апрельских прогнозов по поводу изменения объемов запаса готовой продукции видно, что компании намерены не увеличивать физический объем запасов, а снижать его на своих складах.
РГ: Вы утверждаете, что банки продолжают сокращать предлагаемую предприятиям ставку по рублевым кредитам. В июне этот показатель опустился в среднем до 14,2 процента годовых. А его нормальный уровень оценивается сейчас предприятиями в 13,4 процента. То есть, если банки сбросят еще 0,8 процента, компании смогут активно занимать деньги?
Цухло: Речь идет о том, что предприятия устроило бы, если бы в июне деньги давали по 13,4 процента. Это с учетом рыночной конъюнктуры и предложением банковских денег. А в будущем, понятно, чем меньше станет банковская ставка, тем лучше.