В ряде регионов ЦФО грядет повышение тарифов пассажирских перевозок

Идея повышения тарифов пассажирских перевозок в июне, что называется, витала в воздухе. В ряде регионов уже приступили от слов к делу.

Орел

Орловские власти предложили повысить стоимость ученических проездных и ввести льготные проездные на маршрутки. С 15 июля одна поездка в общественном транспорте подорожает на рубль. В мэрии утверждают, что причиной оптимизации тарифной политики является неважное финансово-экономическое состояние двух муниципальных транспортных предприятий. До сих пор в городе не создана прозрачная система учета пассажиропотока. Уже много лет власти говорят об установке в транспорте электронных терминалов, которые применяются в других городах. Они помогли бы с точностью подсчитать не только общее количество пассажиров, но и разделить их по категориям - тех, кто ездит по льготным проездным, ученическим и общим. Однако от слов к делу пока не перешли.

Идею пересмотреть тарифную политику властям подкинул пенсионер Михаил Аверун (кстати, герой одной из публикаций "РГ"). Он провел собственный мониторинг и пришел к выводу, что действующая система неэффективна. Сейчас льготникам продается единый проездной билет на три вида транспорта - на автобус, троллейбус и трамвай. Однако не каждый льготник пользуется всеми тремя видами транспорта. А так как стоит проездной 200 рублей, то не каждый его покупает.

Пенсионер-энтузиаст предложил разделить льготные проездные по видам транспорта. Идею в мэрии поддержали. Предполагается, что проездной на один вид будет стоить всего 70 рублей. Аверун уверен, что выгоду получат не только льготники, которым дадут возможность сэкономить, но и транспортные предприятия. Они привлекут дополнительного клиента-льготника. Тот, кому не хватало денег на единый проездной на три вида транспорта, теперь вполне сможет купить билет на один вид.

Специалисты провели свое исследование пассажиропотока. Оно показало, что "средний пассажир" пользуется общественным транспортом чаще, чем считалось. Например, трудоспособный житель по общегражданскому проездному совершает в среднем 90 поездок в месяц, а учащийся - 54. Это означает, что часть поездок была бесплатной, а следовательно, транспортные предприятия несли убыток. Поэтому мэрия и предложила повысить цены на проездные. Стоимость "общего" возрастет с 400 до 440 рублей, то есть всего на десять процентов. Менее повезет учащимся. Для них цену проездного на один вид транспорта повысили с 110 до 140 рублей.

Трудоспособный житель Орла совершает в среднем 90 поездок в месяц, а учащийся - 54

Как объяснили в мэрии, "долгосрочные льготные проездные билеты для учащихся в настоящее время могут серьезно ухудшить финансовое благополучие муниципальных транспортных предприятий". По мнению специалистов, в последнее время в городе значительно снизилось количество платежеспособных клиентов. Те, кого можно отнести к данной категории, предпочитают пользоваться личным транспортом. По подсчетам, около 70 из 320 тысяч жителей областного центра.

Кроме того, мэрия предлагает ввести льготные проездные билеты на автобусы малой и средней вместимости. Приобрести их смогут пенсионеры и инвалиды. Цена такого билета - 100 рублей. Кстати, стоимость разовой поездки власти обещают в этом году не повышать. А с 1 января 2011 года она может подорожать на один рубль - до девяти рублей. Впрочем, замыслы могут стать реальностью только в том случае, если пакет предложений поддержат депутаты горсовета. Без их согласия тариф на проезд в общественном транспорте поднять невозможно. Народные избранники обещают рассмотреть вопрос на одном из ближайших заседаний.

- К сожалению, это вынужденная мера для городской власти, - констатировал мэр Орла Виктор Сафьянов. В противном случае мы рискуем потерять муниципальные транспортные предприятия. И тогда услуги по пассажирским перевозкам орловцам будут оказывать частные структуры.

Тула

О необходимости увеличения цен на билеты в городском муниципальном транспорте Тулы на очередной еженедельной оперативке заговорил руководитель "Тулгорэлектротранса" Олег Воеводин. По его словам, предприятие, перевозящее 86,5 процента пассажиров, терпит убытки, которые уже превысили 16 миллионов рублей. "Основные пути выхода из сложившейся ситуации - повышение тарифа на проезд в общественном транспорте и стоимости проездного билета для льготной категории граждан до 600 рублей", - считает Воеводин.

Впрочем, пока процесс повышения стоимости пассажирских перевозок не воплотился в жизнь. Как сообщили в областном департаменте по тарифам, пока обоснованных предложений по изменению стоимости перевозок к ним не поступало, а следовательно, и не рассматривалось. Так что в Туле проезд на всех видах общественного транспорта, включая коммерческий, по-прежнему 10 рублей за одну поездку.

Рязань

А вот в Рязани депутаты городской Думы в четверг проголосовали за повышение стоимости проезда в муниципальном пассажирском транспорте с 1 июля. Впрочем, рязанцы лишь подняли цены до уровня соседей: стоимость билетов на проезд в городских троллейбусах и автобусах повысится с восьми до десяти рублей; в коммерческих автобусах малой вместимости с девяти до 11 рублей, а в маршрутных такси с 10 до 12 рублей. Также поднимется стоимость месячных проездных билетов.

Этот вопрос муссировался на разных уровнях власти уже несколько месяцев: транспортники жаловались на критическое финансовое положение, а народные избранники не спешили с принятием явно непопулярного решения. В качестве арбитра в этом споре привлекался даже глава региона, поручивший в конечном итоге провести всесторонний анализ экономики пассажирских перевозок.

Администрация города мотивировала предложение повысить стоимость проезда несколькими факторами. По словам заместителя главы администрации Рязани Андрея Савичева, размер тарифа на проезд не пересматривался с 2007 года, а цены на электроэнергию, автомобильное топливо и запчасти за эти годы заметно возросли. В настоящее время фактическая стоимость одной поездки составляет 10,25 рубля. В первом квартале 2010 года непокрытый убыток от пассажирских перевозок на автобусах и троллейбусах в Рязани составил 30,4 миллиона рублей. Также в первом квартале текущего года - по сравнению с аналогичным периодом прошлого - объем пассажирских перевозок сократился на 13,5 процента.

В 2010 году в среднесрочном финансовом плане города предусмотрено 143,5 миллиона рублей на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также на субсидии предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки по городу. Часть доходов, полученных от повышения стоимости проезда в муниципальном транспорте, пойдет на увеличение заработной платы работников троллейбусного управления и автоколонны.