Программа сноса аварийных домов в Курске едва не стала программой уничтожения архитектурных исторических ценностей.
Спохватились не сразу. Только на четвертом году существования в мэрии перечня аварийных домов, подлежащих сносу, "вдруг" выяснилось: почти наполовину он состоит из объектов культурного наследия. Прокуратура города опротестовала постановление администрации Курска от 29 февраля 2006 года, которым упомянутый перечень был утвержден.
Из 122 домов, предназначающихся к сносу, - рассказывает корреспонденту "РГ" помощник прокурора города Ольга Разинькова, - более 50 относится к категории выявленных объектов культурного наследия. К сносу был предназначен даже "Дом казначея" на улице Радищева, построенный в конце ХVIII века, - памятник регионального значения.
В середине 90-х годов минувшего века в Курской области, как и везде в России, проводилась инвентаризация исторических зданий. Появился областной "Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность". Не факт, что объекты из этого списка вообще нельзя сносить, но в каждом случае требуется разрешение уполномоченного государственного органа - комитета по культуре Курской области. И еще обязательна экспертиза, дающая заключение о подлинной ценности сооружения. Разрешений на снос объектов культурного наследия, включенных администрацией города в свой "бульдозерный" перечень, комитет не выдавал - в данном случае городская власть, действуя по собственному усмотрению, явно превысила полномочия.
Странно, конечно, что больше трех лет этого никто не замечал. Областной комитет по культуре и администрация Курска размещаются так близко друг от друга, что крикни из окна одной конторы - будешь услышан в другой. Но два потока бумаг, сочинявшихся по соседству, не соприкасались никак. Например, в течение 2007 года областной комитет по культуре исправно рассылал в структурные подразделения горадминистрации письма с перечислением, какие объекты в городе составляют его культурное наследие, а в горадминистрации те же самые здания учитывали в перечне намечавшихся к сносу как аварийные.
Когда из некоторых домов уже были отселены люди и оставалось только подогнать технику, чтобы приступить к сносу, областной комитет по культуре обратился в прокуратуру: мол, останемся без исторического наследия! И надзорный орган потребовал от администрации города привести постановление "Об отнесении жилых домов к категории аварийных" в соответствие с действующим законодательством об объектах культурного наследия.
Параллельно с прокурорским протестом в Ленинском районном суде Курска по искам граждан вынесено два судебных решения, признавших то же самое постановление горадминистрации недействительным в части включения в пресловутый перечень двух домов - на улицах Можаевской и Советской…
Что интересно, курская власть так вольно обращается с культурным наследием города за деньги, поступающие даже не по одной, а по двум федеральным программам: по сносу аварийного жилья и капитальному ремонту. Например, в связи с ремонтом дома № 9 на улице Горького прокуратура города направила представление главе администрации Курска Николаю Овчарову, а следственное управление при горУВД возбудило уголовное дело.
Названный дом, являющийся памятником регионального значения, был включен в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год с нарушением прописанной в законодательстве процедуры. Да и подряд здесь получила организация, не имевшая ни лицензии на право работы с такими объектами, ни соответствующего опыта. В результате работы она провела так, что по весне и штукатурка стала отваливаться, и фасад подмок, и многочисленные трещины на стенах вновь появились…
P. S.
Когда этот текст готовился к печати, из прокуратуры города сообщили о последних новостях. Удовлетворяя протест надзорного органа, мэрия оговорила в постановлении "Об отнесении жилых домов к категории аварийных", что по каждому конкретному объекту решение будет приниматься отдельно, с учетом требований законодательства. Кроме того, областной комитет по культуре двумя приказами исключил часть домов, объявленных аварийными, из списка объектов культурного наследия.
Формально курская практика приводится в соответствие с законом. Однако то, что делается это чуть ли не после бульдозера, по крайней мере не может не настораживать.