Второй этап Таможенного союза, предполагающий более тесную интеграцию между его участниками, возможен и без Белоруссии.
А только между Россией и Казахстаном, признал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на конференции инвесторов "Россия - СНГ на пути к глобализации".
Таким образом, он обозначил различные сценарии работы Таможенного союза на ближайшую перспективу. Именно второй этап, напомним, дает старт полноценному запуску союза и единого таможенного пространства, в том числе снятию таможенного контроля на границах стран-участниц. Все это должно заработать уже с 1 июля. Но лишь после того, как 5 июля в Астане эти решения закрепят главы государств.
Но будет ли снят контроль на белорусской границе, до сих пор не известно - некоторые спорные вопросы с Минском все еще не урегулированы.
Белоруссия настаивает на том, чтобы Россия отменила экспортные пошлины на поставляемую в страну нефть. И без этого не ставит подпись под Таможенным кодексом. В зависимости от того, будет ли найден до или непосредственно во время президентской встречи в Астане компромисс, и зависит дальнейшее развитие ситуации. "Решение о втором этапе Таможенного союза может быть принято либо в тройственном формате - Россия, Казахстан и Белоруссия, либо это будет формат Россия - Казахстан", - заявил Шувалов. При втором варианте некий таможенный контроль на границе с Белоруссией останется до тех пор, пока не будет сформировано единое экономическое пространство. Впрочем, полной определенности, как будет работать второй этап "на двоих", все же нет. "Что будет с 1 июля, станет понятно только 5 июля", - говорит один из чиновников, участвующих в переговорах.
Впрочем, трагедии из отказа Минска ставить подпись под Таможенным кодексом, похоже, делать не намерены. Это в любом случае не означает краха идеи. Таможенный союз уже действует на тройственной основе с 1 января в рамках первого этапа, подчеркнул Шувалов. Его главное преимущество - унифицированные таможенные пошлины в государствах "тройки", поясняют эксперты. Причем пошлины устанавливает наднациональный орган - комиссия Таможенного союза. И ее решения не требуют одобрения на национальном уровне, напомнил первый вице-премьер.
Единое экономическое пространство, к созданию которого страны намерены вплотную подойти через два года, потребует появления и других наднациональных структур, и общих правил, действующих в разных отраслях - от макроэкономики до доступа к транспортной инфраструктуре. Параллельно в эти же сроки Россия будет продвигать интеграцию в рамках общего экономического пространства с Евросоюзом, предполагающего гармонизацию экономических институтов и законодательства, но без наднациональных органов. С 2012 года, пояснил Шувалов, будут существовать две интеграционные системы - в формате Россия - ЕС и между странами таможенной "тройки". При этом принципы общего экономического пространства Россия, по словам первого вице-премьера, будет продвигать также на территории Белоруссии и Казахстана, а также стран - участниц СНГ. Именно в таком подходе, дал понять первый вице-премьер, и заключается амбициозный проект Европа - от Атлантики до Тихого океана.
Формирование Таможенного союза между тем в последнее время вызывает вопросы у некоторых экспертов, ратующих за плотное сотрудничество в СНГ. "Нас часто спрашивают, надо ли формировать новую законодательную базу по СНГ, когда создан Таможенный союз", - признал Шувалов. И тут же сам ответил: "Нужно". Уже в этом году, в рамках своего председательства в СНГ, Россия, по его словам, планирует выйти на подписание многостороннего соглашения о зоне свободной торговли. Заметим, что совсем недавно, на Санкт-Петербургском экономическом форуме, Шувалов, как писала "РГ", уже заявлял о том, что в ближайшее время предстоит определить новый подход в сотрудничестве со странами СНГ с учетом запуска Таможенного союза. Вчера он обозначил некие возможные контуры. Так, ряд партнеров по СНГ - Украина, Молдова, Узбекистан - настаивают на том, чтобы свободная торговля внутри Содружества велась без изъятий, рассказал Шувалов. Но подобный режим будет практически копировать правила Таможенного союза. "Некие преференции должны существовать для общего рынка России, Казахстана и Белоруссии и должны быть какие-то исключения для других государств, которые пока не готовы к такой, более глубокой интеграции", - считает Шувалов.
Через Россию страны постсоветского пространства получат доступ и к рынку международного капитала, рассказал Шувалов, затронув тему создания в стране Международного финансового центра. И четко дал понять иностранным инвесторам, что международный финцентр - не просто красивый амбициозный проект. Он нужен нашей стране не для того, чтобы просто "появилось нечто новое, с большим количеством банкиров и финансовых учреждений", а для того, "чтобы реализовать всю повестку дня российской модернизации", растолковал цель планов первый вице-премьер. Никакая модернизация, по его замечанию, невозможна без концентрации капитала. Его потоки и рассчитывают привлечь через Международный финцентр. Шувалов напомнил иностранным инвесторам, что Россия, в отличие от некоторых коллег по "двадцатке" и "восьмерке", не поддерживает введение нового налога на банки. Наша страна уже высказалась против обложения банкиров дополнительным налогом на встрече лидеров G20 в Торонто. Такой лояльный подход к банкирам на фоне настроений, царящих в США и многих странах Европы, похоже, намерены использовать в качестве козыря для привлечения в Россию финансовых потоков. "Мы рассчитываем на то, что банковский сектор сможет получить на территории России совершенно новое развитие и поддержку", - обратился к иностранцам Шувалов. Но речь не идет об уводе денег в "серую зону" - все новые инструменты найдут отражение в российском законодательстве, пояснил первый вице-премьер.
Масштабные проблемы в европейских странах заставляют иностранцев обратить более пристальное внимание на Россию. "Мы вступаем в эру развивающихся экономик и стагнации Запада. В скором времени развивающиеся страны будут экспортировать не только ресурсы, но и идеи, и бизнес-модели", полагает председатель правления крупнейшей международной инвесткомпании Стивен Дженнингс. Возобновившийся рост экономики, упавшая до самого низкого уровня со времен распада СССР инфляция и, конечно, повышение спроса на сырьевые товары, перечислил он основные преимущества вложений в Россию.
Российские участники дискуссии настроены более критично. Пока деловой климат ухудшается, сокращаются вложения в инфраструктуру, опасными темпами увеличиваются тарифы естественных монополий, сослался на исследование Российского союза промышленников и предпринимателей председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. Для привлечения инвесторов, считает он, надо снимать административные барьеры, улучшать институты. Но главное условие для этого - предельно сконцентрированная воля общества, резюмирует Юргенс.