Эксперты: В четвертом квартале рост цен в России может вновь ускориться

Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и первый зампредседателя Центробанка Алексей Улюкаев пророчат российской экономике новые вызовы.

Уже в этом году ее ждут нестабильность курса рубля и приток горячего спекулятивного капитала, а в течение ближайших трех лет цены на нефть в отдельные периоды будут падать до 60 долларов за баррель. Длившийся 15 месяцев период снижения инфляции сохранится еще два месяца, но в четвертом квартале рост цен может вновь ускориться.

При этом главной опасностью для мировой экономики оба чиновника дружно назвали проблему госдолга. Причем список стран, стоящих на пороге опасного уровня суверенного долга и бюджетного дефицита, расширяется предупредил Кудрин. Международный валютный фонд, по его словам, называет странами потенциального риска такие крупные экономики, как Япония, Великобритания, Италия. Совсем недавно общий госдолг развитых экономик был на уровне 77 процентов, сейчас он превышает 100 процентов и будет только расти дальше, говорит Улюкаев. Инвесторы уже рассматривают риски по суверенным долгам как более высокие - разница в цене заимствований для разных стран растет, и больше, чем разница по корпоративным займам. Проблема госдолга признается всеми: в минувшие выходные она была в центре внимания на саммите "двадцатки" в Торонто, напомнил Кудрин. Государства приняли на себя обязательства - к 2013 году сократить бюджетные дефициты в два раза, к 2016-му - выйти на стабильный уровень дефицитов.

Россия тоже собирается сокращать дефицит к 2015 году - до нуля, напомнил Кудрин. Долговые проблемы нашей страны не касаются - внешний долг меньше 10 процентов ВВП, это самый низкий уровень в "двадцатке". Но решения, принятые "G 20", могут преподнести свои сюрпризы для отечественной экономики. Начнется постепенное повышение ставок рефинансирования, сокращение фискальных пакетов поддержки экономик, а параллельно предстоит пережить время сдувания "пузырей" на рынках и списания долгов банками, обрисовал картину мирового будущего глава минфина. Рынки будут на все это реагировать, цены на главный источник российского бюджетного благополучия - нефть попадут в зону нестабильности. В отдельные и довольно длительные периоды, примерно на полгода, стоимость барреля может опускаться ниже 60 долларов, предрекает министр. Кудрин затруднился сказать, когда именно это может произойти, но в том, что такой сценарий неизбежен, он совершенно уверен. Влияние на сырьевые цены окажет принятое в США решение ограничить для банков вложения в ценные бумаги, дополняет глава Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов. При этом доходы казны, по подсчетам Кудрина, зависят от нефтегазового сектора почти на 40 процентов.

Но Улюкаев видит опасность и с другой стороны. В истории еще не было примеров столь масштабного снижения дефицитов, странам будет трудно идти на такие шаги, помимо прочего, развитые экономики вынуждены будут наращивать расходы на соцподдержку из-за демографических проблем. Так что сокращение бюджетных дефицитов будет неравномерным, откзаться от низких процентных ставок будет сложно, прогнозирует первый зампред ЦБ. При этом развивающиеся рынки - такие, как Индия, Аргентина, вынуждены будут придерживаться политики достаточно высоких процентных ставок. Разница между низкими ставками в развитых государствах и высокими в развивающихся станет стимулом для притока в последние, в том числе и в Россию, спекулятивных денег, полагает Улюкаев. Параллельно высокие цены на нефть приводят к росту торгового баланса. Предложение валюты сейчас больше, чем спрос, отмечает первый зампред ЦБ. Приток капитала длится три месяца подряд, тенденция, скорее всего, продолжится и в июне. Однако период быстрого укрепления рубля, по его мнению, завершился. А сейчас мы вступаем в фазу его большой подвижности, или волатильности: рубль будет то укрепляться, то слабеть. Такую нестабильность предвидит и Кудрин. "Я сегодня дам пятьдесят на пятьдесят и за укрепление, и за ослабление рубля", - говорит глава минфина. Но скачки курса могут оказывать давление на инфляцию, предупреждает Улюкаев. И хотя в целом за год первый зампред ЦБ прогнозирует рост цен в пределах 6 процентов и даже ниже, в конце года инфляция может ускориться. Ставка рефинансирования, которую ЦБ снижал четырнадцать месяцев подряд, вероятно, пока больше меняться не будет, дал понять первый зампред ЦБ.

К тому же нестабильность рынка, признал он, затрудняет работу ЦБ с процентыми ставками. Центробанк не будет отказываться от своих планов по инфляционному таргеттированию и переходу к свободному плавающему курсу рубля. Но эта политика будет модифицированной: ЦБ сохранит свое присутствие на валютном рынке, пояснил Улюкаев. При этом вводить ограничения по притоку капитала Россия в отличие от некоторых партнеров по БРИК не собирается, рассказал Улюкаев.

О планируемых сферах по сокращению бюджетного дефицита Кудрин говорил без особых подробностей: большинство решений пока находится в стадии обсуждения. К тому же на момент его выступления еще не прозвучало Бюджетное послание президента. И министр не стал скрывать, что не хотел бы предвосхищать события. Но, надо отдать должное его принципиальности: несмотря на поднявшуюся волну, Кудрин не стал отказываться от своих же собственных слов на Петербургском экономическом форуме о необходимости повышения пенсионного возраста. Дефицит Пенсионного фонда уже в следующем году приблизится к триллиону рублей, или больше 2 процентов ВВП, подсчитал он. И эта проблема будет усугубляться. Так что решение об изменении пенсионного возраста, по его словам, надо будет принять в течение ближайших пяти лет. Правда, реформа, утешил он, растянется на несколько лет. Увеличение пенсионного возраста на пять лет будет идти в течение пяти-десяти лет, ежегодно порог выхода на пенсию может двигаться на полгода-год. Но если не пойти на такой шаг, просто-напросто не хватит ресурсов для сохранения и поддержания нынешнего уровня пенсий для ее будущих получателей. Любопытно, что вчера же с рекомендацией повышения в России пенсионного возраста выступил и Международный валютный фонд.

В ближайшей перспективе дополнительные средства в бюджет попытаются получить за счет роста акцизов - на алкоголь, табак и бензин. При этом для бензиновых акцизов рассматриваются два варианта роста - на 1,5 и 3 рубля, в зависимости от того, сохранится или нет транспортный налог. Есть планы и пересмотреть налог на добычу полезных ископаемых для нефти и газа. Решений, как именно это сделать, пока нет. Задача - получить от этих отраслей в казну примерно 0,5 процента ВВП дополнительных доходов, рассказал Кудрин. В среднесрочной перспективе, по его словам, налогообложение нефтегазовой отрасли будет переведено на новую систему. Резервы сокращения расходов министр видит и в постепенном сворачивании антикризисных мер. Госденьги не будут вкладываться в прежних объемах в уставные капиталы предприятий и даже институтов развития, а также на поддержку банковской системы. Кстати, все средства, доставшиеся банкам, будут постепенно возвращаться как за счет продажи пакетов госбанков, так и расплаты банков по субординированным кредитам, поделился планами министр.

Сворачивание антикризисной поддержки банков уже идет, говорит Улюкаев. Объем средств под беззалоговые кредиты сократился с 2 трлн руб. до 50 млрд рублей. К концу года, по его словам, от этой меры планируют отказаться вовсе. Сокращаются сроки выдачи кредитов под залог - в прошлом году деньги давали на 12 месяцев, теперь возвращаются к трехмесячному кредитованию. При этом Улюкаев не отказывается от прежних прогнозов ЦБ относительно роста кредитного портфеля банков и по-прежнему уверен, что до конца года объем выдаваемых ими ссуд вырастет на 10-15 процентов. В марте рост кредитного портфеля экономике был немногим меньше 1 процента, в апреле - на уровне 1 процента, в мае - больше 1 процента, привел динамику Улюкаев. Причем кредитование наращивают частные банки, а значит, именно так они оценивают риски заемщиков.

Между тем представителей бизнеса тревожат планы сокращения дефицита за счет повышения налогов, подчеркивает глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Взамен этого покрывать "дыру" в казне и в Пенсионном фонде предприниматели предлагают за счет расширения программы приватизации. По его мнению, поступления в бюджет могут составить не 70 млрд руб., как планируется в этом году, а составить триллионы рублей. Но при этом не надо забывать о самых лакомых кусках госсобственности - пакетах Сбербанка, "Роснефти", советует глава РСПП. Тем более у государства есть возможность оставить в своих руках "золотую акцию", чтобы сохранить контроль над важным активом, напоминает он.