Во вторник в Иерусалиме глава МИД России начал совместную пресс-конференцию с главой МИД Израиля Авигдором Либерманом с хорошей новости, а его израильский коллега завершил общение с журналистами плохой.
И все же ничто, похоже, больше не может испортить российско-израильские двусторонние отношения.
Оба министра постарались убедить собравшихся в том, что знают, по какому пути должен развиваться ближневосточный мирный процесс. При этом ни Либерман, ни Лавров не скрывали, что речь не идет о едином российско-израильском направлении. "Есть вопросы, по которым у нас противоположные точки зрения, но это не мешает нам продолжать диалог", - заметил израильский министр. Глава российского МИДа в ответ не стал возражать, а начал подробно объяснять позицию Москвы. Найти "десять" отличий между заявлениями Либермана и Лаврова было несложно.
Пожалуй, самым спорным остается вопрос о прямых контактах российского руководства с лидерами ХАМАС. На публике израильская сторона не скрывает своего раздражения. Либерман - не исключение. Однако складывается такое впечатление, что в глубине своих кабинетов высокопоставленные представители Израиля с интересом наблюдают за происходящим. А вдруг действительно руководство ХАМАС постепенно эволюционирует во вполне способную к результативным переговорам с израильской стороной политическую силу? Иными словами: только совсем незнакомый с происходящим на Ближнем Востоке эксперт не заметит, что в последнее время кратно сократилось количество ракетных и минометных обстрелов с палестинских территорий израильских населенных пунктов.
"Если ничего не делать, если ограничиться только призывами, то дело с места не сдвинется, - объяснил позицию Москвы Лавров. И добавил: - Проблему экономического развития сектора Газа невозможно решить без прямых переговоров с ХАМАС". Либерман не стал публично спорить по этому вопросу с Лавровым. И все же демонстративно поморщился. А Лавров тем временем уже говорил о все менее заметной роли "квартета" в палестино-израильском конфликте. "Квартет" - это полезный инструмент. Но в последнее время мы все чаще ощущаем, что его недостаточно", - подчеркнул российский министр, и с этим заявлением трудно поспорить.
Зато по другому вопросу, а именно: насчет иранской ядерной программы, Россия и Израиль, похоже, постепенно начали находить общий язык. "Иран представляет самую большую угрозу на Ближнем Востоке, - заявил Либерман. - Обогащение урана до 20 процентов - это страшная угроза". Буквально накануне визита Лаврова в Израиль источники в американской разведке сообщили о том, что, по их информации, у Ирана уже есть достаточно урана для производства как минимум двух ядерных бомб. Прямых обвинений в адрес Тегерана от Лаврова журналисты не услышали. Тем не менее российский министр в очередной раз дал понять, что Москва готова внимательнейшим образом анализировать любую достоверную информацию и делать выводы.
А также делать прогнозы. Один из них Лавров озвучил на итоговой пресс-конференции. "Количество россиян, которые в этом году посетят Израиль, точно перевалит за полмиллиона", - объявил министр. Это и была хорошая новость, с которой начал Сергей Лавров. А чем огорчил Либерман? Он прямо заявил: "Нет никакого шанса на создание независимого палестинского государства в 2012 году".
Нет сомнений, что спустя несколько часов уже в Рамалле Сергей Лавров обсудил в том числе и это высказывание Авигдора Либермана с главой палестинской автономии Махмудом Аббасом. Впрочем, для палестинцев подобный прогноз израильского министра явно не стал откровением.
Между тем
Вечером глава российского МИД уже прибыл в Каир, где на сегодня запланированы его переговоры не только с президентом Египта Хосни Мубараком, но и с Генеральным секретарем Лиги арабских государств Амром Мусой. На этих встречах речь, без сомнения, пойдет о новых инструментах в руках дипломатов.