29.06.2010 23:42
    Поделиться

    Без мелиорации у жителей Калиниграда земля уходит из-под ног

    Если бы дожди, вызвавшие небывалые наводнения в соседней Польше, докатились до Калининградской области, она бы скрылась под водой, как Атлантида.

    Такие неутешительные прогнозы сделали участники круглого стола по проблемам мелиорации, который прошел в Калининградской областной думе по инициативе депутатов аграрного комитета.

    Словно в Венеции

    Из общей площади сельхозугодий, составляющих свыше 730 тысяч гектаров, 94 процента относятся к искусственно осушенным. Мелиорированы и 219,7 тысячи гектаров лесных массивов, что составляет 80 процентов от площади лесного фонда области. То есть без постоянного удаления избыточной влаги в условиях мокрого прибалтийского климата эти земли имеют тенденцию к вторичному заболачиванию.

    Сегодня более четверти некогда культурных полей, лугов и пастбищ находятся в неудовлетворительном мелиоративном состоянии: весной и осенью стоят по колено в воде, заросли сорной растительностью, кустарником, а где и молодым подлеском. Еще хуже дела обстоят в лесном хозяйстве, где осушительные сети обслуживаются кое-как. И если этот процесс не приостановить, сельское и лесное хозяйства деградируют, а жителей населенных пунктов Славского и Полесского, так называемых затопрайонов (расположенных ниже уровня моря), придется вместе с домашним скарбом и живностью переселять куда подальше от гиблых мест.

    В паводки, непогоду, когда обильные проливные дожди длятся несколько дней кряду, полесчане и, особенно, славчане "плывут": подтоплению подвергаются подвалы жилых домов, крестьяне из-за вымочек на полях теряют значительную часть урожая. Повсеместно наблюдаются почти венецианские пейзажи.

    Три года назад из-за выпадения двухмесячной нормы осадков сельхозугодья затопрайонов напоминали рисоводческие плантации, а огороды местных жителей превратились в пруды с живой рыбой. Местные власти даже предложили комиссии, приехавшей расследовать последствия ЧС, отдать регулярно подтопляемые участки под рыборазведение или агротуризм (по водным нивам можно перемещаться на лодках и стрелять расплодившуюся дичь). Муниципалам тогда попеняли: не для того, мол, тратятся федеральные и областные деньги на мелиоративное обустройство, чтобы потом менять "профиль" угодий - разводить уток и рыб там, где нужно растить хлеб.

    Бесхозные дамбы

    Правда, выделяемые в последние годы средства из бюджетов всех уровней не превышают 10-15 процентов от объемов, необходимых для поддержания в рабочем состоянии мелиоративных систем и гидротехнических сооружений. По насыщенности ими эксклав может сравниться с Голландией или Данией: протяженность водоприемников, магистральных каналов, открытой и закрытой осушительной сети, дамб исчисляется десятками тысяч километров.

    - На дороги из областной казны мы направляем миллиарды рублей, а на мелиорацию - кровеносную систему сельскохозяйственных и лесных угодий, закупорка которой чревата непредсказуемыми последствиями, - только 7-8 миллионов рублей в год. Этих денег не хватит даже на ремонт одной водокачки! Если мы такими темпами будем двигаться, через десять лет от региона останется мокрое место, - считает депутат-аграрий Юрий Семенов.

    - Если ничего не менять и работать такими темпами, как сейчас, нам потребуется 500 лет, чтобы прочистить все проводящие каналы, - поддержал коллегу депутат-мелиоратор Николай Андреев. - В советские годы в райводхозах, механизированных передвижных колоннах трудились до четырех тысяч человек, сегодня - от силы две сотни.

    А объем работ просто неохватный. Из 1359 километров водоприемников и 11 043 километров магистральных каналов нуждаются в капремонте больше половины, восстановления требуют 259 километров водозащитных дамб, 49 из 113 водонасосных станций, ждут реконструкции 5,2 тысячи километров открытой и 97,5 тысячи километров закрытой дренажной сети, 249 мостов, свыше 6 тысяч трубопереездов и 52 шлюза.

    Причину бедственного положения отрасли аграрии видят в отсутствии структуры, координирующей деятельность хозяйствующих субъектов. Вопросы по ремонту изношенных сетей, разрушенных дамб и замены силового оборудования насосных станций решаются не в комплексе.

    Дело в том, что объекты мелиоративной отрасли принадлежат разным хозяевам. Так, из 11 тысяч километров водных путей свыше 6 тысяч находятся в федеральном ведении, остальные - в областном. Из 113 насосных станций 94 - федерального значения, 19 - местного. Соответственно, и финансируются они из разных источников.

    Фермерский спецназ

    Пока федеральные собственники чуть ли не заново отстраивают и переоборудуют насосные станции, местные не успевают прочищать водные магистрали. Средства на софинансирование набираются с трудом, поэтому и объем работ небольшой. Хотя некоторые сельхозпредприятия, не надеясь на помощь сверху, сами занимаются мелиорацией. К примеру, фермер Сергей Чечулин создал спецотряд, который за пять лет привел в порядок не только фермерские поля, но и, выполняя региональные заказы, очистил 36 километров межхозяйственных каналов в своем Черняховском районе.

    Но все же общая картина остается плачевной. С 2007 по 2009 год на сохранение и восстановление плодородия почв израсходовано всего 35 процентов запланированных в областном бюджете сумм. Угроза возникновения чрезвычайных ситуаций по-прежнему высока. Из-за заросших подводящих каналов отдача от капвложений в переоборудование насосных станций нередко нулевая: насосы забиваются, вода с полей не уходит, крестьяне терпят убытки.

    Потому представители калининградского АПК и выступили за создание в регионе мелиоративного управления. Против, как ни странно, оказался министр сельского хозяйства области Андрей Романов.

    - Чем плодить чиновников, выбивать на их содержание бюджетные средства, лучше эти деньги отдать тому же фермеру Чечулину, чтобы он лишний канал отремонтировал, - сказал Романов. - Но если от депутатов поступят такие рекомендации, мы их, конечно, рассмотрим. Может, действительно есть смысл создать такую службу, например, в Славском районе. Хотя уверен, проблема не в этом.

    Министр напомнил собравшимся, что сегодня используется по назначению всего 57 процентов сельхозугодий области. Что толку в "возвращении к жизни" земель, на которых никто не работает? Если собственник участка не печется о сохранении и восстановлении плодородия почв, как его к этому понудит управленец?

    Андрей Романов заверил, что власти сложа руки не сидят. В Москве знают о специфической проблеме области. Калининградское правительство совместно с минсельхозом РФ разработали соответствующую программу поддержки мелиоративной отрасли, документ был одобрен на коллегии минсельхоза. Однако из-за недостатка средств в федеральном бюджете принятие программы отложено. Направлены предложения по включению ряда мелиоративных объектов области в разрабатываемую федеральную программу оздоровления и реабилитации экосистемы Балтики.

    КОМПЕТЕНТНО

    Феликс Алексеев, депутат Калининградской областной думы, заслуженный эколог РФ:

    - Мелиоративная система области является уникальной. Она создавалась на протяжении четырех десятилетий. Большинство рек были превращены в водоприемники - русла спрямлены и углублены, чтобы принять и пропустить дренажные воды. Сейчас устья рек, впадающих, к примеру, в Куршский залив, воробью по колено. Конечно, владельцы и пользователи земли сегодня сами должны заботиться о поддержании каналов и коллекторов в рабочем состоянии. Но нужно учитывать нюанс: сети в области построены по принципу крупных дренажных бассейнов, они охватывают огромные земельные площади. И если один собственник что-то сделает на своих угодьях, а другие - ничего, эффект будет равен нулю.

    К тому же осушительная система обеспечивает функционирование сельского, лесного и значительной части дорожного хозяйств, а также внутренних водных путей. Без господдержки мероприятий по мелиоративному обустройству Калининградской области не обойтись.

    Справка "РГ"

    В Калининградской области насчитывается 1045,6 тысячи гектаров осушенных земель. Работу мелиоративной системы обеспечивают свыше 30 тысяч километров открытой проводящей и регулирующей сети, около 400 тысяч километров дренажных линий, 40 тысяч различных гидросооружений.

    98 тысяч польдерных земель региона, составляющих 70 процентов от общероссийских, защищены 721 километром дамб. Эти дамбы, а также 113 насосных станций спасают от затопления не только сельхозугодья, но и поселки и объекты инженерной инфраструктуры.

    Поделиться