Главный элемент первой в мире плавучей атомной электростанции - энергоблок сошел со стапелей Балтийского завода Петербурга. По морской традиции его освятили, о борт разбили бутылку шампанского и нарекли "Академик Ломоносов".
Решение о строительстве ПАТЭС было принято еще в 2006 году, и первоначально Росатом разместил этот заказ на Севмаше. Однако после срыва сроков ПАТЭС доверили строить петербургским корабелам.
- Решение это было непростым, - признался глава Росатома Сергей Кириенко, - тогда многие говорили, что российские специалисты не в состоянии справиться с таким сложным объектом, что заказ надо отдавать иностранцам. Однако сейчас мы видим, что это не так.
Судостроители Балтийского завода сдали плавучий энергоблок на полгода раньше намеченного срока. В течение 22 месяцев уже на воде он будет достроен, а затем отправится по Северному морскому пути на Дальний Восток. По словам Сергей Кириенко, в настоящее время намечено 6 точек возможного размещения ПАТЭС. Две из них находятся на Чукотке, и губернатор этого региона лично присутствовал в Петербурге на церемонии спуска "Академика Ломоносова" на воду.
Крестной матерью нового судна-энергоблока стала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Она отметила, что российская ПАТЭС - это новое слово в мировой энергетике, и "очень приятно, что открывается она именно в Петербурге".
- Важно, что этот энергоблок не только построен, но и разработан в нашем городе, - добавила она.
В будущем, по всей вероятности, "Академик Ломоносов" станет головным кораблем серии. По словам Сергей Кириенко, это абсолютно оправдано экономически и даст кумулятивный эффект, так как даст новый толчок для развития районам Крайнего Севера, снизит нагрузку на транспортно-логистическую систему страны, позволит экономить сырьевые ресурсы.
- Можно себе представить, что такое завезти туда топливо в северный завоз, и какая дорогая получается энергия, - пояснил он. - Многие города сейчас не развиваются, просто потому что не имеют дешевой энергии.
Головной образец будет иметь мощность 70 МВт, в дальнейшем возможно строительство энергоблоков мощностью от 10 до 300 МВт. Кириенко особо подчеркнул, что использование ПАТЭС дешевле, чем строительство классических наземных тепловых или атомных электростанций. Кроме того, она не занимает территории, и не нуждается в дорогостоящих строительных работах, которые к тому же сильно затруднены в вечной мерзлоте.
- Станция приходит на место, работает 32 года, а потом утилизируется, - пояснил он.
Интерес к плавучим атомным электростанциям уже проявили иностранцы. Головной корабль строится как универсальное сооружение - он сможет вырабатывать свет и тепло. В экваториальной зоне, где дополнительное отопление не требуется, тепловая энергия может быть использована для опреснения воды.
Справка "РГ"
Атомная теплоэлектростанция малой мощности на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С - энергоисточник нового поколения, созданный на базе российских технологий атомного судостроения и предназначенный для энергоснабжения потребителей в регионах Крайнего Севера, Дальнего Востока и других удаленных районов в России и за рубежом. Основной элемент станции плавучий энергоблок представляет собой несамоходное стоечное судно. Длина ПЭБ - 140 метров, ширина 30, высота по борту - 1-, осадка 5,6 метра. Численность сменного персонала - 64 человека.