В Каире глава МИД России попытался заразить собеседников оптимизмом

"Надежда есть всегда", - заявил в среду в Каире глава МИД России Сергей Лавров. В египетскую столицу министр приехал обсудить, как ближневосточную сказку можно сделать былью. Лучшее место для начала очередной главы этой крайне запутанной истории, видимо, трудно придумать.

За последние несколько лет Каир стал тем городом, где если не заканчиваются, то уж точно начинаются многие дороги, по которым путешествуют участники ближневосточного мирного процесса. Путешествие это, правда, пока очень хаотичное.

И главное, нет актуализированной карты, по которой можно сориентироваться, куда именно странники держат путь. Тем не менее известен ближайший пункт назначения. И, похоже, никто больше не спорит, что именно туда стоит всем направиться. "Все более срочным становится вопрос о восстановлении палестинского единства", - заявил в Каире Лавров после встречи с генеральным секретарем Лиги арабских государств (ЛАГ) Амром Мусой. При этом российский министр не только знает, к чему надо стремиться в краткосрочной перспективе, но и как этого добиться. Вчера он озвучил два "рецепта", с которыми полностью согласились все его собеседники.

"Нужно, чтобы никто не мешал палестинцам договориться", - посоветовал Лавров. Это во-первых. А во-вторых, "чтобы это не были переговоры только ради переговоров".

Понедельник и вторник Сергей Лавров провел в Израиле. Причем встречался он там не только с высшим эшелоном израильского руководства, но и съездил в Рамаллу, где провел переговоры с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Тем не менее о том, как именно добиться восстановления палестинского единства, Лавров обстоятельнее всего говорил именно в Каире. И этот выбор российского министра явно не был случайным.

Руководство Израиля не скрывает, что в принципе готово к возобновлению прямых палестино-израильских переговоров. Но только после того, как палестинцы смогут представить единую позицию и единого переговорщика. Но ФАТХ и ХАМАС продолжают делить, вместо того чтобы начать приумножать.

Максимального успеха в посреднической миссии на переговорах между палестинскими партиями добился именно официальный Каир. Причем в египетской столице можно одновременно вести переговоры как с руководством страны, так и с генсеком ЛАГ - руководителем самой влиятельной в арабском мире международной организации.

Прошлой осенью казалось, что вот-вот ФАТХ и ХАМАС подпишут мирное соглашение. Но в последний момент лидеры ХАМАС отказались поставить свою подпись под мирным соглашением ФАТХ. Большинство экспертов уверены: не обошлось без внешнего вмешательства. Можно много спорить о том, кто именно вновь поссорил палестинцев. Но важнее сейчас другое: создать максимально комфортные условия для того, чтобы ФАТХ и ХАМАС наконец смогли прийти к компромиссному решению. И тут, нет сомнений, именно Каир, а не ближневосточный "квартет" может оказаться куда более важным и удачливым посредником.

"Надежда есть всегда, когда продолжаются усилия", - подытожил Лавров свой трехдневный визит. Насколько заразительным окажется его оптимизм? Симптомы должны проявиться до конца сентября. Может, правда, они и не проявятся.