О реформе МВД говорят очень много. Но, судя по всему, ни у рядовых граждан, ни даже у самих представителей ведомства нет особой ясности, в чем же реформа будет заключаться и, главное, что станет залогом ее успеха?
Этой проблеме были посвящены несколько заседаний профильной комиссии Общественной палаты РФ. Однако и у меня, ее председателя, пока не сложилась стройная концепция относительно реализации планов реформы. Под впечатлением чудовищного преступления, совершенного бывшим майором милиции Денисом Евсюковым, многие наблюдатели и даже эксперты оценивают ситуацию исключительно в мрачном свете и склонны к радикальным предложениям, вплоть до роспуска нынешнего МВД. Понять их можно: шок от случившегося чрезвычайно силен. Но уместно вспомнить и важнейший принцип, применимый к любой затеваемой реформе: "Не навреди". Ведь нельзя допустить, чтобы в ходе перемен были сломаны те позитивные тенденции, которые наметились в последние годы. Об этих тенденциях говорили на заседаниях нашей комиссии, в том числе известные правозащитники.
А поутру они проснулись...
Вот факты: милиционеры стали быстрее приезжать на место происшествия. Уменьшилось число отказов в возбуждении уголовных дел. По стране снизилось количество убийств, сократилась смертность в ДТП. Сотрудники ГИБДД стали вести себя корректнее. Важно понять, благодаря каким мерам были достигнуты эти результаты, чтобы наращивать позитивные усилия. Рискну утверждать, что в целом за последние годы работа органов МВД, хоть и медленно, но все же улучшалась. Но при этом общественные ожидания росли быстрее: люди стали больше требовать от власти и строже спрашивать с нее. Отсюда и неудовлетворенность.
Возьмем, к примеру, такую проблему, как доставка нетрезвых граждан в медвытрезвители. Эти заведения предполагается передать из МВД минздравсоцразвитию. На первый взгляд, все просто. Но когда эта ситуация обсуждалась на специальном заседании нашей комиссии, выяснились шокирующие факты. Ежегодно через медвытрезвители, а их в стране насчитывается около 550, проходит почти 2,5 миллиона человек. Эти люди нередко подвергаются ужасающим издевательствам - от "мягкого связывания" в позе "Ласточка", чреватого тяжелейшими травмами, до изнасилований и даже зверских убийств. Их права никак и никем не защищены, поскольку в юридическом плане медвытрезвители - это организации-призраки, нормативная база их деятельности отсутствует.
Что же делать? Очевидно, что подавляющее большинство клиентов этих заведений было бы лучше доставить домой отсыпаться, поскольку они не нуждались в медицинской помощи и не совершили никаких правонарушений. И такую службу доставки, естественно, платную, необходимо наладить и при этом тщательно ее контролировать. В то же время пьяным хулиганам место в милиции. А больным людям, пусть и находящимся в состоянии опьянения, - в больнице. Что касается хронических алкоголиков с тяжелыми расстройствами психики, то они нуждаются в специализированной наркологической помощи.
Как организовать все это так, чтобы не мести всех пьяниц под одну гребенку? И где найти сотрудников, которые занялись бы доставкой такого рода клиентов по назначению, если отобрать эти функции у милиции? Таких комплексных проблем - десятки. Поспешить с их решением - значит, наломать дров. Но и откладывать дальше нельзя: ведь та же проблема с медвытрезвителями ставилась на уровне высших органов власти еще с середины 80-х годов прошлого века. А воз и ныне там.
Путь к эре милосердия
Говоря о реформе МВД, нужно понять, что больше всего не устраивает граждан в работе этого ведомства. Быть может, кому-то покажется парадоксальным, но главный недостаток, на мой взгляд, это заряженность людей в форме на борьбу с преступностью. Зачастую милиционер всматривается недобрым взглядом в толпу людей, как бы вопрошая: "Который тут из вас преступник?" Отсюда ничем не мотивированные проверки бизнеса, незаконные задержания, конфликты на пустом месте между милиционерами и вполне законопослушными людьми. Такого рода случаев, заканчивающихся порой трагически, в последнее время немало: среди их жертв и заслуженный летчик-испытатель, и профессор консерватории, и известный журналист. Вся "вина" этих людей заключалась в том, что кому-то из милиционеров они "лицом не показались".
Этому не стоит удивляться - на протяжении долгих лет "палочная система" вынуждала милиционеров ежеквартально наращивать "валовые показатели" в деле борьбы с преступностью. Доходит порой до абсурда: если преступления нет, то его надо выдумать. В этой связи представляется очень важным недавнее заявление министра внутренних дел Рашида Нургалиева, что "валовые показатели из работы милиции максимально исключены". Главным в работе каждого сотрудника МВД должна стать не абстрактная борьба с преступностью, а защита прав конкретного человека.
Возьмем простой пример - человек оказался заподозренным в совершении экономического преступления. Не важно, что первоначальное обвинение, например в мошенничестве, в ходе следствия не находило подтверждения. Следователи исходили из убеждения - что-нибудь, да найдется : преднамеренное банкротство, незаконное предпринимательство, отсутствие лицензии или еще что-то. А в довесок - пресловутая, безотказная "легализация". И вот уже, говоря словами песни Владимира Высоцкого, "срока огромные бредут в этапы длинные". Как тут не вспомнить пример, когда преподаватель консерватории, от безденежья занявшийся частным извозом, получил 4 года из-за отсутствия лицензии, похудев за время следствия на 40 килограммов! Крайне необходимо в ходе реформы отойти от "презумпции подозрительности" и перейти к "эре милосердия". Это, пожалуй, и есть главная цель.
Давно известно: с того, кто спрашивает, спрос должен быть двойным. Какие бы возражения ни выдвигали отдельные юристы, нужно реализовать идею президента Дмитрия Медведева о том, что в случае совершения преступления принадлежность обвиняемого к органам МВД должна рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Речь идет о преступлениях, где прямой умысел или преступная небрежность очевидны. Например, милиционер запытал задержанного до смерти или в пьяном виде на автомобиле сбил женщину с детьми. К таким нарушителям закон должен применяться с максимальной суровостью.
Пряник для честного мента
Жесткие меры в отношении нарушителей в погонах - это "кнут". Но должен быть и "пряник" для хороших работников - высокая зарплата, обеспечение жильем, соцпакет. Равно как и открытость руководства ведомства, его готовность учитывать мнения не только экспертов и правозащитников, но и рядовых граждан при оценке работы собственных сотрудников.
Общая задача - сделать так, чтобы позитивные изменения в системе столь же быстро становились достоянием общественности, как и разного рода преступления и злоупотребления. Чтобы деятели искусства не увлекались поэтизацией "честных воров", а обратили свои взоры в сторону "честных ментов". Благо, они у нас есть. Благодаря их работе Москва, например, не похожа на иные заморские столицы, где после захода солнца смертельно опасно выходить на улицу. Эти люди ведут борьбу с терроризмом и бандитизмом на Северном Кавказе, противостоят организованной преступности и при этом несут серьезные потери, отдавая свои жизни ради нашего спокойствия и благополучия. И об этом, проводя реформу, тоже не следует забывать.