01.07.2010 06:09
    Поделиться

    Сергей Кандыбович: Союзное государство газовым вопросом в одночасье не разрушить

    Как реагируют белорусы, проживающие в России, на "газовый конфликт" между нашими странами? "СОЮЗ" попросил ответить на этот вопрос Сергея Кандыбовича, председателя Совета региональной национально- культурной автономии "Белорусы Москвы", доктора психологических наук, профессора.

    - Сито истории отфильтрует зерна от плевел, - говорит С. Кандыбович. - В эти дни мы получили много обращений, телефонных звонков как из России, так и из Беларуси. Мы, "Белорусы Москвы", приложим все усилия по нивелированию конфликта и негативных последствий, будем продолжать нашу объединительную работу. Напомню, за пределами Беларуси проживает три с половиной миллиона белорусов и их потомков, а московская организация объединяет более 50 тысяч этнических белорусов.

    - Сергей Львович, на ваш взгляд, "газовый конфликт" может негативно сказаться на судьбе Союзного государства?

    - Союзное государство газовым вопросом в одночасье не разрушить. Хотя, конечно, за годы его строительства можно было бы создать и больше, в том числе решить проблему с газом в формате единого государства. Я только что вернулся из Беларуси, смотрел там новости по ТВ, интервью с Александром Лукашенко. В России нет возможности узнать подробности: белорусские газеты и телевидение не доходят. Хотя газовый вопрос, как и любой другой специальный экономический вопрос, не должен решаться с привлечением широкой аудитории. Этот вопрос должны решать профессионалы. И если кто-то недорабатывает, то нужно за это отвечать - и министрам, и государственным учреждениям. А на деле как получается? Стороны договариваются, а через некоторое время возникают проблемные ситуации. Зачем на все каналы ТВ выплескивать конфликт, к тому же 22 июня, в День памяти и скорби. Я думаю, когда все это просеется через сито истории, станет ясно, для чего это делалось и почему. Вопросы всегда остаются. К примеру, я был в Беларуси на мероприятиях, посвященных 600-летию Грюнвальдской битвы, и понял - до сих пор нет единого толкования, что на самом деле произошло тогда, 600 лет назад...

    - Как реагирует белорусский народ на газовый конфликт?

    - Он реагирует точно так, как и народ России: простые люди испытывают большую неловкость от происходящего. С одной стороны, народ далек от этих цифр, но его заставили в них вникать. Белорусам теперь неловко смотреть на россиян, россиянам - на белорусов. У народов пытаются выработать какой-то комплекс вины, но народ мудрее: и белорусы, и русские верят в одну общую судьбу.

    - Не скажется ли конфликт на создании Таможенного союза?

    - Вся Европа и весь мир живут в условиях общего рынка. Что касается единого таможенного пространства, то у нас есть любители только разрушать. Когда-то крест поставили на сверхдержаве тремя росчерками перьев. И никто не подсчитал, что потом будет. Надо однозначно двигаться вперед. Есть такой термин - турбулентность. Надеюсь, мы уверенно пройдем турбулентность в наших отношениях.

    - Когда вы находились в Беларуси, на себе ощущали дефицит с подачей газа?

    - Этого никто не почувствовал. В СМИ один раз прозвучало, что на границах то ли с Литвой, то ли с Латвией на газоперерабатывающей станции сократились объемы поставок, но надо понимать технологию: газ сначала идет в хранилище на перераспределение.

    - Как могут белорусы, живущие в России, повлиять на нормализацию отношений между нашими странами?

    - Белорусы России своим добрым отношением к России, гражданами которой являются, и к Беларуси, где родились, стараются сгладить негативные моменты.

    Белорусы - люди не эмоциональные, руководствуются разумным человеческим отношением к происходящему. Для того чтобы правильно реагировать, надо любить две страны - и Россию, и Беларусь, и одинаково переживать за то, что происходит и здесь, и там. И не потому, что здесь больше платят, а там молоко жирней. Мы постоянно на связи с родственниками, близкими людьми. Интенсивность нашего общения не уменьшилась, изменилась новостная тематика. Газовая история тянется с марта месяца. Я удивлен, почему ни с одной, ни с другой стороны не встретились контролирующие органы: Счетная палата РФ, Комитет государственного контроля Беларуси, прокуратура. Почему никто, кому положено, не проверил всю документацию вместо того, чтобы людей втравливать в обсуждение этого вопроса. Хочу подчеркнуть: на наши взаимоотношения с бизнес-партнерами из Беларуси газовый конфликт не повлиял, мы движемся вперед. Например, группа компаний "Содружество" будет строить в Беларуси завод. Где-то 70 процентов топ-менеджеров в этой компании - белорусы. Мы, белорусы, проживающие в России, делаем все, чтобы не допустить надлома братских уз, разрыва союзных связей, сформированных на протяжении столетий многими поколениями.

    Поделиться