По уровню детского и подросткового алкоголизма Пермский край лидирует среди регионов ПФО

Около семи процентов жителей Перми впервые употребили алкоголь в возрасте до 14 лет. К этому подростков чаще всего подталкивают конфликты и непонимание в семье.

Правда из анкеты

"Первый раз я пила где-то лет в семь ликер в доме у одноклассницы. Почему? Во-первых, была красивая бутылка, и вообще, что такое алкогольные напитки? Что будет, если немного попробовать, например стопку", - пишет свою историю 17-летняя Люда Чащина в анкете, которую придумал для своих пациентов директор Пермского краевого общества трезвости и здоровья Сергей Федорченко. На выездах в школы, колледжи и лицеи он всегда ищет способы, как расположить к себе детей. И они в благодарность платят откровенностью и доверием, а анкеты превращаются в дневники, летописи детских слез и страданий.

"… Но потом меня отправили жить к бабушке, - пишет Люда, - и вот там-то мне приходилось выпивать. Но не из-за того, что мне хотелось, я знала, что это очень плохо. Мой двоюродный брат мне говорил: "Не позорься, не строй из себя девочку-малышку", поскольку ему тогда было 16 лет, а мне где-то десять-одиннадцать. Потом родители увезли меня в Сиву. Тут мне приходилось напиваться в стельку, так что даже отшибало память раза два".

У Федорченко хранятся анкеты ребят из колледжей и лицеев, и он утверждает, что там ситуация с алкоголем и курением хуже, чем в вузах. В среднем в группе из 20 человек только трое-четверо не курят и не выпивают.

- Сегодня алкоголизм модернизировался - появился пивной алкоголизм, - утверждает Сергей Федорченко. - Я встречался со случаями, когда школьники выбегают в киоск за пивом на переменках. А физическая потребность поддерживать уровень его концентрации в крови - это признак алкоголизма. Во-вторых, никто никогда не считал, сколько в нашем крае пьющих семей, где употребляют все - муж, жена, сын, сноха…

По официальным данным краевого наркодиспансера, дети в первый раз не по случайности, а осознанно пробуют алкоголь в 13-14 лет. По данным Общества трезвости и здоровья - в шесть.

Психическая атака

С тем, что зависимость от алкоголя, табака, наркотиков и игромания - явления одного порядка, согласны многие психологи. Что подворачивается под руку ребенку или подростку в том момент, когда ему горько и одиноко, неважно. В этот момент сыграют роль только его социальное положение и возможности. Горожанам больше доступен Интернет, детям из небогатых семей попадается что попроще. И сколько останется до того, чтобы стать алкоголиком, наркоманом или зависнуть в виртуальном пространстве, это вопрос, на который влияет его окружение. А ближе всех находятся родители. Это люди, в которых дети нуждаются больше всего.

- При работе с ребенком есть метод "семейная скульптура": клиент рассаживает членов своей семьи в такие позы, которые отражают их отношения. Мы попросили девочку-подростка, которая проходила курс коррекции наркотической зависимости, показать отношения такими, какими они были до наркотиков, - рассказывает Вера Кожарская, директор пермского муниципального Центра психолого-медико-социального сопровождения. - Картина прошлого показала: мама сидит в кресле и смотрит телевизор. Дочка моет пол. Потом девочка выстроила свою желаемую "скульптуру семьи": дочь сидит на руках у мамы, и они разговаривают. И сразу стало ясно, что девочке, которая начала с алкоголя и дошла до героина, было необходимо.

В принципе, истории трагедий, которые приводят подростков к койке наркодиспансера или на учет в милицию, по своей фабуле схожи. Но если родители спохватываются и вовремя приходят к психологам, ситуацию можно спасти. Как, например, 16-летнюю Таню. Сотрудники Пермского центра психолого-медико-социального сопровождения встретили почти спившуюся девушку: лицо, пораженное стриптодермией, больна герпесом. На тот момент она уже полгода не жила дома, ночевала в подвалах. Те, кто знал Таню раньше, никогда бы не поверили, что может произойти с человеком за такой короткий срок. До 15 лет она закончила музыкальную школу, училась в школе хорошо. А в 15 начала доказывать матери право на свое "я" - нормальный процесс, закономерный. Мать стала бить девочку, однажды выставила ее на мороз в шортах. Она не хотела считаться с тем, что дочь, прежде такая послушная, начала взрослеть и отстаивать свое мнение.

Ситуацию психологи центра "вылечили". Таня бросила пить и курить, вышла замуж. И сейчас хотя бы общается с матерью.

- Иногда достаточно одной-двух консультаций для родителей, чтобы восстановить баланс в системе отношений, - говорит Вера Кожарская, директор пермского муниципального Центра психолого-медико-социального сопровождения. - Когда сюда звонят родители и просят положить ребенка в "психушку", так как не знают, что с ним делать, мы отвечаем: приходите вместе, разберемся.

Пермский психолог Виталия Кожевникова считает, что использовать спиртное как всеобщий растворитель стресса детей заставляет, кроме эмоциональной глухоты взрослых и разрушения института семьи, ложь общества. Оно провозглашает красивые лозунги, но в нем процветает обман, несправедливость. Чистая душа ребенка не хочет с этим мириться.

Протокол на выпускном

Совсем недавно, 25 мая, в день последнего школьного звонка в Перми имена 122 выпускников были записаны в милицейские протоколы, составленные районными отделами пермского УВД. По словам Ольги Кудрицкой, начальника отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД по Пермскому краю, ребята признавались, что взрослые люди легко соглашались помочь им купить спиртное и сигареты.

Наше общество удивительно терпимо к мальчикам и девочкам с бутылками пива в руках, а это значит, оно не имеет гражданской позиции. Но, оказывается, противоядие "недетским" болезням детей не нужно изобретать специально. Все очень просто - кроме любви и внимания родителей, детей нужно элементарно занять спортом, искусством, музыкой. По словам сотрудников отделов по делам несовершеннолетних, в этом случае буквально через три-четыре месяца снимают с учета своих подопечных. А наркологи утверждают, что детский алкоголизм лечится сравнительно легко.

Комментарии

Николай Пастухов, заместитель главного врача краевого наркодиспансера №1:

- Число несовершеннолетних, состоящих на учете в наркологической службе с синдромом зависимости от алкоголя и ненаркотических веществ (алкогольных психозов, алкоголизма и токсикомании), с 2000 года снизилось на 51,2 процента. Но по Приволжскому федеральному округу Пермский край входит в пятерку лидеров. По России мы на десятом месте. Поэтому для нас важно уловить момент увлечения ребенка или подростка спиртным, наркотиками, не дать погрузиться с головой в зависимость. Мы проводим анонимное тестирование в рамках краевой целевой программы. В 2008-2009 годы в пяти территориях (Березники, Лысьва, Соликамск, Чайковский, Чусовой, Добрянка) опросили и обследовали 17 980 подростков. В 2010-2011 году планируется обследовать 15 737 подростков (Пермь, Губаха, Краснокамск, Кунгур, Оса, Чернушка, Коми-Пермяцкий округ, Пермский район). Подростковые психиатры-наркологи трех краевых наркологических диспансеров и шести краевых психиатрических больниц участвуют в профосмотрах учащихся на добровольной основе. Но я считаю, что нужна система выявления зависимостей на разных уровнях. В комиссии по проведению медицинских осмотров подростков неплохо бы было включить психиатров-наркологов.

Павел Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

- Уровень алкоголизации среди детей и подростков в Пермском крае превышает среднероссийские показатели. Я полагаю, что одна из причин кроется в терпимом отношении общества, в отсутствии четко выраженного неодобрения, неприятия этого явления. Как только стали строже контролировать продажу спиртного и сигарет несовершеннолетним, выросли цифры отравления суррогатами, то есть теневой рынок делает свое дело. В профилактике алкоголизма играет роль пропаганда здорового образа жизни. В 2009 году снизилось количество профилактических мероприятий в системе здравоохранения, что обусловило рост алкоголизации детей. Да и принципы оплаты труда работников здравоохранения не стимулируют их заниматься профилактикой социально значимых заболеваний.

Телефон доверия "Перемена" (звонок бесплатный со стационарных и сотовых телефонов) для детей и подростков 8-800-3000-122. Пермский краевой наркологический диспансер №1 Пермь, ул. Орджоникидзе, 95б, тел. (342) 236-43-99.