Большинство акционерных обществ УрФО не соблюдают порядок раскрытия информации о себе

О типичных нарушениях, выявляемых в работе участников уральского финансового рынка, и тенденциях на нем на "деловом завтраке" в екатеринбургском филиале "Российской газеты" рассказала глава регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в УрФО Светлана Фурдуй.

Российская газета: Светлана Валерьевна, прежде всего, очень коротко: что входит в функции регионального отделения ФСФР?

Светлана Фурдуй: Основная цель создания регионального отделения - организация цивилизованного контролируемого инвестиционного процесса с помощью механизмов государственного регулирования финансовых рынков. Подведомственные нам территории - Свердловская, Тюменская, Челябинская и Курганская области, а также ХМАО-Югра и ЯНАО. В нашу компетенцию входит регистрация выпусков ценных бумаг и контроль деятельности эмитентов, то есть компаний, их выпускающих, и надзор за профессиональными участниками рынка - это брокеры, дилеры, управляющие компании, инвестиционные фонды, в том числе и негосударственные пенсионные. Как следствие, мы ведем судебную и административную практику по выявленным нарушениям. Кроме того, в наши функции входит просветительская деятельность по повышению финансовой грамотности населения.

РГ: На сайте регионального отделения ФСФР опубликованы очень интересные цифры. Не могли бы вы прокомментировать некоторые показатели? Например, о чем говорит уменьшение количества эмитентов ценных бумаг по УрФО?

Фурдуй: Мы не заметили особого спада по выпуску ценных бумаг - его "увидели" биржа и крупный бизнес, а в среднем бизнесе ничего страшного не произошло: да, количество компаний, выпустивших ценные бумаги, уменьшилось примерно на четверть, но у тех, кто остался, сумма эмиссий в рублевом эквиваленте увеличилась. Например, уже в первом квартале 2010 года объем выпуска ценных бумаг достиг половины аналогичного показателя прошлого года. В свою очередь, сумма эмиссий 2009-го вдвое превысила показатели 2008-го.

Сравнивать показатели регионов очень сложно. Например, за первый квартал 2010 года в Свердловской области было зарегистрировано 89 выпусков на 9 миллиардов 385 миллионов рублей, а в Курганской - шесть выпусков на 218,3 миллиона рублей. По количеству зарегистрированных эмиссий Екатеринбург выигрывает за счет того, что здесь находится офис регионального отделения ФСФР по УрФО, и все едут к нам.

Отраслевая специализация эмитентов тоже очень разная. Можно сказать, что это срез уральского среднего бизнеса без учета "передовиков производства" - крупных компаний, регистрация выпусков ценных бумаг которых происходит, как правило, в Москве. Впрочем, госпошлина при выпуске ценных бумаг в любом случае выплачивается в федеральный бюджет, поэтому на региональных бюджетах это никак не сказывается.

РГ: А о чем свидетельствует тот факт, что в прошлом году по Уральскому округу резко сократилось количество вновь регистрируемых предприятий в форме ОАО - потенциальных эмитентов ценных бумаг?

Фурдуй: Законодательные акты, принятые в течение последних двух лет, были направлены на усиление в экономике роли открытых акционерных обществ в том понимании, которое характерно для развитых экономик - как компаний, ориентированных на привлечение инвестиций "со стороны". В эпоху приватизации все компании, получившие "в наследство" госимущество, приобрели статус ОАО: и промышленные гиганты, и нефтяные компании, и фирмы, у которых сегодня два-три акционера и имущество в виде разрушенного здания - все они носят "гордое имя" ОАО. Всего в УрФО сейчас 21241 акционерное общество, из них свыше 17 тысяч закрытых и почти четыре тысячи открытых. Однако 30-35 процентов - это "мертвые" или брошенные компании - те, которые налоговая служба не может ликвидировать из-за их долгов, суммы которых варьируются от нескольких рублей до миллионов. Реально по месту регистрации действует 12-13 тысяч АО.

Теперь требования к открытым акционерным обществам повысились, что обусловлено и стратегией развития финансового рынка до 2020 года, и перспективой вступления России в ВТО. Ужесточается корпоративное законодательство и меры ответственности за его нарушение. И сейчас, принимая решение о регистрации предприятия, собственник взвешивает: нужны ли ему инвестиции со стороны или иностранные участники, есть ли у него глобальные цели? Если нет, то законы позволяют зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью или ИП.

В связи с этим и отмечено сокращение количества новых юридических лиц в форме акционерных обществ (в ряде регионов на 60-80 процентов). Но это не означает, что активность бизнеса уменьшилась, - общее количество регистрируемых компаний осталось на прежнем уровне, просто они создаются в других правовых формах. На мой взгляд, регистрация ОАО со временем вообще станет редкостью - лишь в случае создания крупных корпораций, компаний с госучастием, а также для реализации приватизационного механизма. Это естественный процесс, направленный на улучшение качества корпоративного управления.

РГ: А какого плана нарушения характерны для действующих акционерных обществ?

Фурдуй: Мы уделяем серьезное внимание раскрытию информации. Ставка делается на то, что если назвались открытым акционерным обществом - будьте добры предоставлять о себе всю информацию. Если организация прошла листинг на бирже, то необходимо предоставить очень большое количество документов: не говоря уже о ежеквартальных отчетах, требуется раскрыть 47 существенных фактов о компании, которые могут повлиять на стоимость акций на организованном рынке.

ОАО обязано публиковать свой устав и все изменения в нем, годовые отчеты собраний акционеров и бухгалтерскую отчетность за три последних года, а также реквизиты счета, на которые идут перечисления от акционеров, желающих получить копии каких-либо документов. Мы стремимся контролировать этот процесс: в УрФО около 1200 ОАО, которые не обязаны публиковать ежеквартальные отчеты, но должны раскрывать вышеупомянутые четыре вида информации. Делают это не все. Пока мы только 500 из них направили предписания о необходимости раскрытия информации - иначе им грозят полумиллионные штрафы. Принимая во внимание значительность суммы, мы стараемся предупредить. Но вот неисполнение нашего предписания уже грозит серьезными последствиями.

РГ: Случаи наказаний были?

Фурдуй: Да, поправки, регламентирующие раскрытие информации, вступили в силу 13 апреля 2009 года. По итогам прошлого года было заведено около 930 административных дел, из них 215 по нарушениям в области раскрытия информации, за первый квартал 2010-го - 207 дел, из них 44 - по раскрытию информации. Мы провели для малого и среднего бизнеса семинары и конференции в районных центрах, на нас работает "сарафанное радио", но все же немногие пока обратили внимание на изменения: традиционно пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

РГ: С теми, кто может выпускать ценные бумаги, ситуация понятна. Теперь хотелось бы задать вопрос о тех, кто занимается торгами на фондовом рынке. У профессиональных участников, брокерских и дилерских контор, нарушений много?

Фурдуй: Нет. На них в период кризиса было очень мало жалоб - это говорит о том, что их клиенты отдают себе отчет в том, что средства, вращающиеся на фондовом рынке, никто не застрахует.

Серьезное внимание при проведении регулярных проверок мы уделяем противодействию легализации денежных средств, вывода их за рубеж с помощью механизмов инвестиционной компании. Признаки таких нарушений выявлены в деятельности двух фирм, но проверка их еще не закончена.

РГ: Профессиональный дилер из Екатеринбурга Андрей Борисов интересуется: как, по прогнозам ФСФР, изменится количество и сама деятельность профессиональных участников после того, как вступят в силу требования по увеличению их уставного капитала?

Фурдуй: С 1 июля текущего года минимальный размер собственных средств инвесткомпаний повышается с пяти до 35 миллионов рублей, еще через год - до 50 миллионов. Сейчас в Уральском федеральном округе 83 профессиональных участника финансового рынка, 34 из которых - банки. Кроме этого, в регионе зарегистрировано 14 компаний, управляющих паевыми инвестиционными фондами. Работает 62 филиала профессиональных участников из других субъектов Федерации. Увеличение объема собственных средств до сих пор вызывает активную полемику: в ряде регионов России количество компаний, работающих на фондовом рынке, может в связи с этим уменьшиться на 90 процентов, но в УрФО мы прогнозируем уход с рынка не более 10-12 процентов участников. Скорее всего, это будут некие специализированные "отделы" холдингов, для которых такая деятельность не является профильной, мелкие компании, не работавшие с физическими лицами, а также субброкеры, не имеющие выхода на биржу, посредники между клиентом и крупной компанией. Были предложения оставить требования для них на прежнем уровне, однако это не соотносится с общим курсом на повышение качества инвестиционных институтов.

РГ: А что ожидает небольшие компании, которые работают с физическими лицами в малых городах?

Фурдуй: В стратегии развития финансового рынка до 2020 года предусмотрен такой институт, как инвестиционный консультант. Но пока трудно сказать, насколько крупные компании будут заинтересованы в выездной работе с населением, хотя наши региональные участники выезжают в глубинку. С другой стороны, неясно, какой запас финансовой прочности имеют такие города: как правило, ключевой источник дохода там - градообразующие предприятия, и зарплаты редко позволяют жителям малых городов профинансировать что-либо сверх насущных потребностей.

РГ: В общероссийском списке финансовых пирамид очень много уральских компаний. Наш регион чем-то так привлекателен для мошенников?

Фурдуй: Действительно, 35 процентов общероссийского списка таких структур - это организации из УрФО. Однако столь шокирующие цифры на самом деле свидетельствуют лишь о высоком качестве выявления нечистоплотных участников рынка. Этим занимаются правоохранительные органы, но мы тоже участвуем в процессе, помогая отличить мошенников от добросовестных участников фондового рынка. Работа на нем всегда связана с рисками, но если профессиональный участник стремится эффективно вложить полученные от клиентов деньги, то мошенник просто использует их для своих нужд. Как правило, жалоба, связанная с ценными бумагами, направляется правоохранительными органами в ФСФР, и мы ее анализируем. Кроме того, для граждан, как и для представителей малого и среднего бизнеса, мы устраиваем семинары по повышению финансовой грамотности. Учим, как не попасться на крючок к мошенникам, чем отличаются друг от друга ценные бумаги, какие пункты обязательно должны быть в договорах.

РГ: Пенсионерка из Асбеста Анна Зайцева спрашивает, где проводятся такие семинары и как на них можно попасть?

Фурдуй: Мы проводим их во всех субъектах УрФО. Наиболее успешна работа там, где есть заинтересованность со стороны руководства региона. Например, в прошлом году мы очень удачно съездили в Ямало-Ненецкий автономный округ, проведя там семь семинаров в пяти муниципальных образованиях. Список будущих мероприятий можно посмотреть как на сайте ФСФР, так и на сайте нашего регионального отделения, или узнать по телефону "горячей линии". Участие в наших семинарах совершенно бесплатное, не требуется никакая предварительная регистрация - просто приходите.

Справка "РГ"

Сайт РО ФСФР по УрФО: www.uralfcsm.ur.ru

Горячий телефон РО ФСФР по УрФО: 8 (343) 388-13-21.