30.06.2010 23:02
    Поделиться

    Из-за нехватки бюджетных средств жители Югры вынуждены защищаться от паводка дедовскими способами

    В условиях нехватки средств регионального бюджета малые поселения Югры принимают собственные меры против паводка

    Паводок в Югре подошел к своему пику. На 23 июня вода в Оби поднялась до отметки девять метров от нулевого положения и ежесуточно продолжала подниматься на 1,5-2 сантиметра. Но метеорологи и службы МЧС оценивают нынешнюю паводковую ситуацию как спокойную и не превышающую критических отметок. Три года назад обская вода в это время стояла на уровне выше 10 метров. Наивысшая отметка ее подъема у Ханты-Мансийска - 14 метров - была достигнута в 1979 году.

    Но даже штатные ежегодные разливы Оби и Иртыша наносят немалый ущерб. Ежегодно на противопаводковые мероприятия выделяются миллионы бюджетных рублей. На финансировании строительства дамб сказался экономический кризис, последствия которого ощущаются до сих пор. Корреспондент "РГ" в начале текущего года был свидетелем жесткого спора по поводу распределения средств на берегоукрепление в югорской столице между окружными депутатами и руководством профильного департамента. Первые настаивали на выделении денег и другим поселениям, вторые утверждали, что при острой нехватке средств их необходимо сосредоточить на одном серьезном объекте, а распределить между несколькими - значит позволить смыть бюджетные деньги паводковыми водами.

    Да, размеры затрат на защиту людей и их имущества от стихии кратно меньше тех, что необходимы, - признавало и прежнее руководство округа. Существующие проектные решения для обеспечения противопаводковых мероприятий в одном только Ханты-Мансийском районе оцениваются в несколько десятков миллиардов рублей. И отказ в выделении средств на мелкие поселения власти объясняют тем, что порой стоимость строительства защитных сооружений значительно превышает ценность всего движимого и недвижимого имущества, находящегося в опасной зоне. Практика последних лет позволила сформировать определенные подходы в выборе тактики на конкретной территории. И в поселениях находят разные способы борьбы с речным напором.

    Дамбу вокруг деревни Реполово Ханты-Мансийского района нынче помогает строить УКС нефтедобывающей компании. У реки вырос пятиметровый вал длиной четыре километра. Нефтяники завезли на берег более десяти тысяч кубометров песка, который укрепляют пластиковой георешеткой, заполненной щебнем, и гибкими, но тяжелыми бетон-матами. Как говорит главный специалист управления Павел Клименко, расчеты позволяют утверждать, что дамба выдержит даже такой уровень паводка, какой бывает раз в сто лет. Это хороший пример социального партнерства нефтяников и администрации района. Причем компания привлекает к работе и местных жителей, создавая тем самым дополнительные рабочие места.

    Но на все поселки, расположенные по берегам сибирских рек, сил нефтяных компаний не хватит. В Приобье, например, долго искали способ отремонтировать дамбу, строительство которой завершено совсем недавно - в 2007 году. Наводнения здесь часты, и жители обнаружили, что защитный вал, на который затрачено 100 миллионов бюджетных рублей, размывает речной водой. Ситуация усугубляется тем, что с 2009 года дамба перешла в собственность муниципалитета, и все затраты на ее обслуживание и ремонт должен нести поселковый бюджет, годовой объем которого всего 60 миллионов рублей.

    Но глава поселка Сергей Матюнин считает, что дамба была построена с нарушениями: щебень заложен более мелкой фракции, чем положено, использовался чистый песок без примесей глины. Поселковой администрации пришлось вести длительную переписку с несколькими организациями. Подрядчик уверял, что нарушений нет, все работы выполнены согласно проекту. А недостатки, выявленные в процессе эксплуатации, - результат ошибки проектировщика. Последний также счел претензии в свой адрес необоснованными.

    Так или иначе, но сооружение сегодня требует ремонта. Понимая, что в поселковом бюджете средств на это не хватит, руководство Приобья добилось-таки того, что организация-застройщик начала безвозмездно отсыпать дамбу в том месте, где она проседает.

    Главы небольших поселений никак не привыкнут к тому, что на все подобные работы приходится где-то искать средства.

    - Раньше в колхозах-совхозах такая работа велась за счет внутренних резервов. Теперь же, когда объекты в разрушенном состоянии переложены на плечи муниципальных властей, за все надо платить. Даже муниципальные предприятия мы не можем заставить работать бесплатно. А сторонние организации тем более шага без оплаты не сделают, - сетует глава одного из таких муниципалитетов. - Единственный выход - когда угроза затопления представителями МЧС признана реальной, это документально оформляется, и тогда выделяются средства из других программ и фондов. Организовать работу в этом случае проще: это позволяет вызвать плавкраны и технику под будущее окружное финансирование. Под угрозой ЧС откликаются и предприятия, и жители выходят работать бесплатно, по старинке насыпают мешки с песком для укрепления дамбы.

    Но сельчане все же считают, что лучше чрезвычайной ситуации не допускать, а планово строить дамбы. В отсутствие финансирования в Югре вспомнили о дедовском способе укрепления берегов - плетеных щитах из тальника. В прошлом году такой способ попробовали в Базьянах. А нынче на побережье вышли жители деревни Вата, где вода подступила к кладбищу. Глава поселения Ханиф Абдуллин говорит, что большинство односельчан отнеслось к предложению поработать с пониманием, ведь у каждого здесь кто-то похоронен. Женщины очищали прибережную зону от мусора, а мужчины рубили ветки и колышки, вбивая их в несколько рядов на мелководье. Эти колышки вскоре дадут корни, распустят ветки и станут естественной преградой наступающей воде. Экологи считают, что этот проверенный веками способ укрепления берегов не только довольно эффективен, но и безопасен для окружающей среды.

    Поделиться