На металлургическую копоть и пыль приходится 23 процента всех выбросов в атмосферу Среднего Урала и около 15 процентов загрязненных отходами сливов в водоемы.
По мнению членов комитета Совета Федерации по природным ресурсам и экологии, которые провели выездное заседание в Екатеринбурге, модернизация металлургического производства - это один из главных способов улучшить состояние окружающей среды. Термины "черная" и "цветная" металлургия должны остаться в учебниках. Нужно, чтобы появилась белая металлургия - с точки зрения экологической безопасности.
Замена мартеновских печей электрическими, использование биотехнологий для очистки воды, замкнутая система водоснабжения - эти меры, несомненно, способствуют уменьшению объемов вредных выбросов. По данным областного министерства природных ресурсов, на модернизацию металлургического комплекса Среднего Урала в 2009 году было направлено около трех миллиардов рублей, что позволило снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 51 тысячу тонн. Однако, несмотря на то, что металлургические предприятия Свердловской области стремятся соответствовать европейским экологическим стандартам, все эти мероприятия коренным образом ситуацию в регионе не изменили.
А в некоторых случаях даже наоборот, ухудшили. Так, на одном из металлургических заводов области была произведена реконструкция химико-технологического производства, общий объем отходов, как планировалось, снизился, однако выброс сероводорода увеличился на 19 процентов, сероуглерода - на 31. И этот пример не единственный. Многие предприятия ввели в эксплуатацию новое оборудование, увеличив при этом объем производства, что усугубило вредное воздействие на окружающую среду.
Как отметили члены Совфеда, президент России дал поручение правительству разработать и внести в Государственную Думу пять-шесть экологических законов, поскольку современное законодательство в этой сфере далеко от совершенства. Пока в стране нет последовательной и взвешенной системы экологического права.
- В Кодекс об административных правонарушениях периодически вносятся изменения, увеличивающие размер штрафов за нарушения экологических норм. Например, внесены изменения в статью 6.3 о пользовании недрами без лицензии. Штрафы для юридических лиц увеличились с 30-50 тысяч рублей до 800 тысяч, - отмечает заместитель начальника департамента Росприроднадзора по УрФО Сергей Афанасьев. - При этом не учтена дифференциация воздействия на окружающую среду. Поэтому сейчас инспектора вынуждены выносить одинаковые постановления о штрафах и тем, кто без лицензии добывает углеводороды или драгоценные металлы, и тем, кто качает артезианскую воду и снабжает ею населенные пункты.
Проект закона об экологическом страховании, который позволил бы решить проблему свалок промышленных отходов, оставшихся после закрытия разорившихся предприятий, уже два года не может попасть в Госдуму. Готовы и проекты законов об отходах и об атмосферном воздухе. Необходимо, чтобы заинтересованные стороны, создав рабочую группу, быстро и конструктивно их доработали. Однако даже среди участников заседания были такие, кто выразил сомнение в том, что очередное решение депутатов сможет существенно изменить сложившуюся в России систему экологического права.
Виктор Орлов, председатель комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды:
- Помимо административных санкций за нарушение экологического законодательства необходимо использовать экономические стимулы. Вот пример: все металлургические предприятия потребляют для производственных нужд много воды. Нужно сделать так, чтобы они покупали эту воду у государства и точно так же продавали бы ему сточную воду. А стоимость такой воды напрямую зависела от качества ее очистки.