Росрыболовство не устраивает казахстанский техрегламент на рыбную продукцию

"Нас не устраивает казахстанский технический регламент на рыбу", - заявил вчера руководитель Росрыболовства Андрей Крайний журналистам. С 1 июля этот документ обрел силу и в России. И, например, ставит вне закона рыбное филе, в составе которого больше 10 процентов ледяной глазури. То есть воды.

Тем не менее в рыбном ведомстве рассчитывают, что Госдума в ходе текущей сессии, до 9 июля, примет российский, доморощенный технический регламент. В первом чтении он был принят нижней палатой парламента больше года назад. В нем установлены более жесткие нормы и требования, чем в казахстанском варианте. Так, глазури в соответствии с российским техрегламентом в рыбе не может быть больше 4 процентов, и это близко к европейским нормам. Что, конечно, не слишком устраивает тех бизнесменов, которые в последние годы сделали неплохие деньги на продаже воды под видом рыбы. Отчасти этим, возможно, объясняется тот факт, что техрегламент до сих пор не принят.

Если парламент в ближайшие дни осилит российский закон, то, по мнению Андрея Крайнего, он может вступить в действие в начале 2011 года, заместив собою документ наших партнеров по Таможенному союзу.

А вот известный эксперт рыбного рынка Тимур Митупов уверен, что казахстанский техрегламент содержит нормы, которые позволят оградить потребителей от приобретения небезопасной и некачественной рыбы, в нем есть требования к зданиям и территориям рыбоперерабатывающих предприятий и к рыбодобывающим судам. Что важно для нашей страны, в которой до сих пор икру нередко солят в полупоходных условиях, а рыбацкий флот устарел морально и физически.

"На безрыбье и рак рыба" - так известный дальневосточный рыбопромышленник Дмитрий Дремлюга охарактеризовал свое отношение к казахстанскому техрегламенту в разговоре с корреспондентом "РГ". Дело в том, что отсутствие какого-то ни было регламента и создало правовой вакуум, который позволил части бизнеса торговать сильно глазурованным филе. Оно не только вводит в заблуждение покупателя, но и, поскольку вода дешевле рыбы, всегда оказывается на рынке чуть дешевле, чем качественный продукт. Такую конкуренцию трудно выдерживать год за годом даже самому мощному бизнесу.

Андрей Крайний в принципе согласен с этими мнениями. Он заявил, что "мы все недопустимо долго готовили техрегламенты" и напомнил, что из двух с половиной сотен необходимых законов такого рода принят едва ли десяток. Однако заявил, что, по его мнению, технологические процессы должны быть описаны в техническом регламенте четче, чем в казахстанском варианте.

Помимо этого, Андрей Крайний рассказал на пресс-конференции некоторые подробности скандала с чиновниками Московско-Окского территориального управления Росрыболовства, которых правоохранители недавно поймали на крупной взятке. По словам Андрея Крайнего, история началась с того, что отлично работающее предприятие по организации спортивно-любительского рыболовства забыло продлить договор аренды на пруд. И, по каким-то причинам решив миновать конкурс на него, менеджмент попытался договориться с рыбоохранниками. Которые устроили классическую "разводку" - сначала нагнали страха, а потом милостливо согласились "решить все проблемы" за 10 миллионов рублей.

По словам Андрея Крайнего, владельцы бизнеса сразу поставили об этом в известность руководство Росрыболовства, а то, в свою очередь, ФСБ. Которая "вела" взяточников в течение четырех месяцев.

Операция по получению денег была разработана корыстолюбивыми рыбоохранниками достаточно интересная. Во-первых, они решили продать за 10 миллионов рублей не настоящий, а поддельный договор на пользование рыбопромысловым участком. Чтобы через несколько месяцев можно было еще раз "припасть к источнику". Во-вторых, передача документов происходила в одном месте, а деньги отдавали в другом. Более того, пор словам Андрея Крайнего, тот из фигурантов, кому передавали деньги, накануне событий написал в одну из правоохранительных структур заявление о том, что ему предлагают взятку. И сотрудники этой структуры дежурили неподалеку, готовые в любой момент предъявить документ, который полностью обелял рыбоохранника. Однако когда со всех сторон побежали бойцы в титановых шлемах, "страхующие", рассказал руководитель Росрыболовства, попросту испугались и убежали.

Андрей Крайний сообщил, что арестованные на мелочи не разменивались и хорошо характеризовались по службе - выписывали много штрафов, на работе не выпивали. При этом он заявил, что этот эпизод, возможно, не последний.

Еще одна новость, оглашенная на пресс-конференции, - два камчатских судна из тех двенадцати, что полтора года простояли у причальной стенки, вчера вышли на промысел. "Российская газета" писала об этой истории. Самые современные у нас в стране суда были построены еще в девяностые годы под гарантии правительства России. Формально владел ими кипрский офшор, на самом деле камчатские рыбопромышленники просто ловили под удобным флагом. И не платили по кредиту. Немецкий банк-кредитор предъявил долг Российской Федерации, и его выкупил Внешэкономбанк. Рыбопромышленники и тут не стали платить. Но с 1 января 2010 года вступила в действие норма закона о рыболовстве, которая запрещает добывать рыбу в исключительной экономической зоне России под чужими флагами. И рыбаки потеряли возможность промышлять. Экипажи судов писали письма "на самый верх" с требованием выпустить их в море. Но решающим фактором оказались не эти выдающиеся образцы эпистолярного жанра, а согласие камчадалов платить по долгам. И вот результат. Суда, невзирая на сомнения скептиков, вышли в море. Деньги возвращаются государству. В общем, полный ажур.

Более того, есть подвижки и в решении подобной проблемы на Сахалине. Там все осложняется тем, что 15 пароходов с "камчатской" же судьбой находятся не в России, а в Китае и Корее. Некоторые из них потеряли ход, и доставить их в российские порты непросто. Однако Андрей Крайний высказал предположение, что часть "сахалинцев" смогут выйти на промысел уже в июле.

В целом же пресс-конференция руководителя Росрыболовства была посвящена грядущему Дню рыбака (11 июля). Андрей Крайний рассказал, что вылов рыбы и других обителей моря на 1 июля достиг двух миллионов тонн, что почти на 18 процентов больше, чем на ту же дату 2009 года. Который, в свою очередь, был рекордным за последние восемь лет.

Правда, тогда был "урожай" на тихоокеанских лососей, добыли 538 тысяч тонн. Столько не ловили за все время наблюдений с 1903 года. В этом году "подход" красной рыбы ученые обещают поменьше, около 340 тысяч тонн. Но это, по мнению Крайнего, не помешает рыбакам за год выловить четыре миллиона тонн рыбы - намного больше, чем в прошлом году.

Причем они не только эксплуатируют запасы рыбы около российских берегов, но и возвращаются в Мировой океан. Впервые за два десятилетия сейчас идет лов ставриды в Тихом океане, а криля мурманчане ловили у берегов Антарктиды. Это важно, так как мир готовится к разделу океанов. И тот, кто не появляется в их свободных зонах, не сможет претендовать на некую долю.

Ссылаясь на расчеты Тимура Митупова, Андрей Крайний сообщил, что за последнее десятилетие рыба у нас в стране стала в пять раз доступнее для покупателей. В анализе учитывались средняя зарплата прежде и теперь, а также розничные цены. "Рыба, которая в СССР была планово-убыточным продуктом и дотировалась из государственного бюджета, теперь отлично продается по рыночной цене", - заявил руководитель Росрыболовства. И напомнил, что ее потребление в расчете на душу население выросло у нас в стране на 30 процентов. Причем на рынке произошло импортозамещение.

В общем, кому кризис, а кому - родная мама.