Сергей Шматко: Развитие рынка сланцевого газа в США не приведет к изменению энергобаланса в мире

Интенсивный диалог стран - участниц энергетической цепочки сегодня - самый действенный инструмент стабилизации на мировых рынках углеводородного сырья. Почему именно сотрудничество поможет избежать резких и болезненных колебаний конъюнктуры, рассуждает министр энергетики РФ Сергей Шматко.

Об оценке современной ситуации на мировых энергетических рынках:

Развитие глобального энергетического сектора в настоящее время крайне неравномерно - сказывается действие серьезных финансовых, политических, экономических и экологических рисков. Период чрезмерно высоких цен на углеводороды сменился относительным избытком предложения углеводородного сырья. В недалеком будущем в условиях оттока капиталов из мирового ТЭК на фоне глобального финансово-экономического кризиса не исключен острый дефицит ресурсов. Необходимо менять представление о будущем глобальной экономики. Именно поэтому в эпоху кардинальных перемен самое ценное, что у нас есть, - это элементы стабильности. Стабильность поставок, стабильность спроса, стабильность транзита. В рамках глобализации мирового рынка экономическая стабильность может быть достигнута лишь посредством укрепления доверия и повышения прозрачности в отношениях между странами.

Долгосрочное международное сотрудничество в энергетической сфере должно строиться на обеспечении строгого соответствия между спросом и предложением. Оно возможно только при условии справедливого распределения рисков между всеми участниками энергетической цепи: производителями, транзитерами и потребителями энергоресурсов.

Предлагаемая нами политика заключается в расширении энергетических и экономических отношений России с другими странами мира.

Для этого необходимо предусмотреть солидную юридически обязывающую правовую базу, совместное участие в решении проблем транзита путем диверсификации маршрутов, формирование общей консолидированной позиции по отношению к кризисным ситуациям.

О вкладе России в дело укрепления международной энергетической безопасности:

Российская энергетика развивается в соответствии с принципами, изложенными в "Энергетической стратегии-2030" нашей страны. Этот документ публичен; принципы, содержащиеся в нем, соответствуют общемировой практике.

Международное сообщество выработало эффективный механизм решения глобальных проблем, в том числе вопросов энергетической безопасности - это энергетический диалог. Его принципы комплексно были сформулированы в Санкт-Петербургской декларации по энергобезопасности "Группы восьми", в работе над которой приняли участие не только страны "восьмерки", но и многие другие государства, а также ОПЕК, Международное энергетическое агентство и Международный энергетический форум.

К этим принципам относятся диверсификация источников энергии и транспортных маршрутов, повышение энергоэффективности, прозрачность рынков, развитие новых источников энергии, внимание мирового сообщества к проблемам энергетической бедности и экологии.

В соответствии с этими принципами Россия диверсифицирует свою энергетическую инфраструктуру, реализуя проекты экспортных трубопроводов для транспортировки нефти и газа, развивает добычу на шельфовых месторождениях, строит современные заводы СПГ, активно сотрудничает со своими зарубежными партнерами по вопросам энергетической эффективности. Одновременно ведется большая работа по совершенствованию российского инвестиционного и налогового законодательства в энергетике, что делает эту сферу прозрачной. Развиваются долгосрочные инструменты международного сотрудничества на основе обмена активами. И самое главное - Россия активно развивает международный энергетический диалог, в том числе и относительно гуманитарных аспектов современной энергетики.

О совместной координации работы рынка стран - экспортеров газа:

Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ) не будет поддерживать цены квотированием добычи газа. Использование механизма регулирования цен на основе изменения квот невозможно на газовом рынке, так как договоры покупку-продажу газа заключаются на долгосрочной основе. ФСЭГ создан для координации действий по следующим основным вопросам: обмен информацией по существующим прогнозам и по реализации инвестпрограмм; порядок взаимоотношений со странами - потребителями газа; вопросы применения новых технологий в газовой отрасли; организация совместной работы по сжиженному природного газу (СПГ).

Основной целью взаимодействия участников ФСЭГ в условиях мирового финансового кризиса должно стать обеспечение надежности и безопасности спроса и предложения энергоносителей. Консолидация стран-экспортеров имеет большое значение для преодоления финансового кризиса. В нынешней ситуации от согласованной позиции стран-экспортеров зависит и глобальная стабильность, и энергетическая безопасность, сбалансированность стран-экспортеров, транзитеров и потребителей.

О развитии газотранспортных проектов по поставкам в Европу, с учетом создавшихся неблагоприятных условий транспортировки газа через транзитные страны:

Россия совместно со своими партнерами реализует проекты строительства новых газотранспортных магистралей - "Северный поток" и "Южный поток", которые позволят напрямую соединить Россию с Европой и укрепить энергетическую безопасность континента.

Окончание реализации проектов по строительству газопроводов "Северный поток" и "Южный поток" должно существенно способствовать обеспечению надежности поставок российского газа. Фактически будет создано газопроводное кольцо между Россией и Европой. Если даже по каким-то причинам поставки по одному из направлений будут приостановлены, то они могут быть компенсированы другим способом.

Важно отметить, что реализация российских газопроводных проектов не ущемит интересов других стран. Российские газопроводы направлены на обеспечение дополнительных бесперебойных поставок европейским потребителям. Поставки российского газа и нефти составляют значительную часть общего потребления энергоресурсов в странах - членах ЕС. Россия и Евросоюз объективно заинтересованы в укреплении взаимовыгодного энергетического сотрудничества.

О роли инвестиций в российской энергетике:

Реализация масштабных проектов в энергетической сфере требует привлечения большого объема инвестиций и использования современных технологий. Правительством Российской Федерации поставлена задача по созданию благоприятного инвестиционного климата, прежде всего для иностранных участников рынка. Результатом этой работы стал значительный рост инвестиций, в том числе в развитие отечественной энергетики. Мы заинтересованы и открыты для любой взаимовыгодной формы сотрудничества.

О картине энергетической структуры страны в будущем:

Многие страны сегодня стремятся уйти от нефтегазовой зависимости своих экономик, обращаясь к другим видам энергии. Как обозначил президент Дмитрий Медведев, будущее России - это инновационный путь развития. В Энергостратегии России до 2030 года предусмотрен переход к инновационному развитию и формированию инфраструктуры новой экономики. В соответствии с этим доминантой реализации государственной энергетической политики будет общее повышение энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса и экономике в целом. Затем мы предусматриваем постепенный переход к энергетике с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование как традиционных энергоресурсов, так и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения.

При этом, не умаляя значимости и важности нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, надо четко понимать, что объективно в ближайшие как минимум 15-20 лет основой мирового энергопотребления останутся углеводородные ресурсы.

О производстве сланцевого газа в США, его конкуренции с трубопроводным газом и СПГ:

Считаю, что ситуация вокруг сланцевого газа приобрела нездоровый ажиотаж. На мой взгляд, развитие рынка сланцевого газа в США не приведет к изменению энергобаланса в мире. В частности, возможная добыча сланцевого газа в Европе не изменит энергетическую карту региона, а главная роль в поставках энергоресурсов останется за традиционными регионами добычи, в том числе Россией.

Действительно, в США произошли реальные успехи в сфере добычи сланцевого газа, развития технологий добычи нетрадиционного газа, чему в первую очередь способствовали специфические условия этой страны, включая развитую трубопроводную систему, наличие небольших компаний, специализирующихся на производстве сланцевого газа, лояльные экологические условия добычи (пустыни и малозаселенные территории). Однако хотел бы отметить, что, как известно, недавно Минэнерго США сообщило о своем намерении провести серьезную корректировку данных по производству природного газа в США в сторону уменьшения на не менее чем 12%, изменить прогнозы добычи в связи с погрешностями в методологии подсчета. Некоторые аналитики считают, что фактически добыча газа в США снижается, а не растет. Поэтому данные о выходе США по добыче сланцевого газа на 10% от общего объема добываемого газа в год, которые были растиражированы СМИ, могут оказаться изрядно преувеличенными.

Разработка инновационной технологии производства сланцевого газа в США, безусловно, - это "плюс" для развития отрасли в целом. Однако такие факторы, как высокие затраты по добыче нетрадиционного газа и его неконкурентоспособность по сравнению с более дешевым трубопроводным газом, нерентабельность производства в случае транспортировки сланцевого газа, так как в этом случае добавляются затраты на логистику, приводят к выводу, что сланцевый газ целесообразно реализовывать в местах добычи.

Досье

Сергей Иванович Шматко родился 26 сентября 1966 года в Ставрополе.
Служил в армии - в соединении атомных подводных лодок на Северном флоте.
В 1983-1990 гг. учился на математико-механическом факультете, затем факультете политэкономии Уральского госуниверситета (Свердловск), а в 1990 -1992 гг. - на факультете экономики университета г. Марбурга (ФРГ).
В 2004 году окончил Высшие академические курсы Военной академии Генштаба ВС РФ по специальности "Оборона и обеспечение безопасности Российской Федерации".
С 1992 года работал аудитором в BDO Binder (Франкфурт-на-Майне), директором RFI GmbH - Общества по консультированию по инвестициям в Россию, официального представителя РФФИ в Евросоюзе, научным сотрудником Института проблем инвестирования, возглавлял управление внешних связей Всероссийского банка развития регионов.
1997-1999 - руководитель аналитического центра экономической стратегии "Росэнерго атома".
1999-2001 - советник гендиректора ВНИИАЭС по экономической стратегии.
2002-2005 - председатель Государственного фонда конверсии.
С июня 2005 года - Президент ЗАО "Атомстройэкспорт", с января 2008 года - заместитель директора ОАО "Атомэнергопром" (совмещал две должности).
В мае 2008 года назначен на должность Министра энергетики Российской Федерации.
Кандидат наук. Женат. Имеет двоих детей.

 

ДОСЛОВНО

Дмитрий Медведев, Президент РФ

- Мировая энергетика не стоит на месте. Технологии добычи углеводородов, которые еще некоторое время назад представляли собой экзотику, сегодня, к удивлению многих, начинают давать вполне очевидную экономическую отдачу. Наши энергетические компании начинают заниматься этими проблемами. Но мы должны не только использовать чужие разработки в этой сфере или заниматься лицензионным производством соответствующих ресурсов, но и стараться выйти на лидирующие позиции, тем более что значительная часть этих возможностей сконцентрирована в нашей стране.

фАКТ

В настоящее время в факелах сжигается до 14,5 миллиарда кубических метров попутного газа

КСТАТИ

Рациональное использование попутного нефтяного газа - одно из основных направлений работы по освоению резервов энергоэффективности и энергосбережения в секторах ТЭК. Как и увеличение коэффициента извлечения нефти и снижение уровня технологического потребления природного газа (приоритетное значение это имеет для обеспечения транспортировки газа, на которую у нас расходуется свыше 50 миллиардов кубических метров в год)

МЕЖДУ ТЕМ

Целенаправленная реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ТЭК способна к 2015 году обеспечить экономию первичной энергии, эквивалент которой составит 51 миллион тонн условного топлива, а к 2020 году - до 94 миллионов тонн условного топлива