Президент определил в своем Послании приоритеты бюджетных расходов на ближайшую трехлетку

Президент определил в своем Послании приоритеты бюджетных расходов на ближайшую трехлетку. Первая реакция экспертного сообщества: поставленная задача двукратного сокращения дефицита федерального бюджета к 2013 году амбициозна и очень сложна.

Напомним, президент расставил акценты в формировании и расходовании государственного бюджета, потребовав, чтобы бюджетная политика способствовала модернизации и повышению эффективности экономики и одновременно сокращению дефицита бюджета. То есть, проще говоря, уменьшению разрыва между доходной частью федеральной казны и ее тратами. Главный принцип: никаких неоправданных расходов, режим жесткой экономии, но - при обязательном выполнении социальных обязательств.

Вот это противоречие эксперты-экономисты и считают главной "ловушкой" для правительства. Задача очень трудная: социальные обязательства сокращать нельзя, экономить на инвестициях, которые могли бы поддержать и развивать экономику, тоже негоже. Одним словом, латать бюджетное "одеяло" на ближайшую трехлетку будет неимоверно сложно.

Пенсии и социальные пособия будут повышаться, пообещал в Послании президент. Но рассчитывать на то, что правительство будет делать это такими же темпами, как в последние годы, не приходится. "В наиболее кризисном 2009 году Россия в отличие от всех остальных государств взяла на себя дополнительные социальные обязательства - по итогам 2010 года, напомню, повышение пенсий составит 45 процентов, - заявил вчера журналистам директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Обязательства эти оказались явно завышенными, но деваться сейчас некуда, их надо выполнять".

Относительно возможности наполнения федерального бюджета эксперт настроен довольно пессимистично. Реальных оснований к тому, что экономика "рванет" вверх, он не видит, напротив, прогноз минэкономразвития о росте ВВП в этом году на 4 процента и в будущем - на 3,4 и в ФБК, и в Высшей школе экономики (где сосредоточены наиболее грамотные научные экономические кадры) называют завышенными. "Нам бы два процента роста получить, и это бы было хорошо", - считает Николаев. Главный источник пополнения бюджета - нефть - тоже сегодня крайне нестабилен. "Если цены на нефть будут расти, вопросов нет, проблемы решатся", - признает эксперт. Но тут же оговаривается, что недавний прогноз (для верстки бюджета) мировых цен на нефть на уровне 70-75 долларов за баррель буквально на днях было предложено скорректировать - до 60 долларов. И не кем-нибудь, а самим министром финансов Алексеем Кудриным. Последнюю цифру экономисты считают более вероятной. Значит, "нефтяные реки" отнюдь не сулят нам "кисельных берегов".

На фоне этих "плохих" новостей прозвучала и "хорошая". По мнению начальника управления ФГУ "Аналитический центр при правительстве РФ" Леонида Богданова, в верхних эшелонах власти прекрасно осознают сложность момента. И при формировании бюджета теперь будут применять принцип стратегического планирования, увязывая его параметры с федеральными целевыми программами. (Кстати, эксперт как в воду глядел - вчера на совещании у премьер-министра Путина говорилось ровно об этом: что все расходы по ФЦП должны быть сбалансированы и четко отражены в бюджете.) Одним словом, в условиях нехватки средств правительству волей-неволей придется научиться считать каждую копейку.

Президент не скрыл в Послании, что этот принцип будет внедряться и при выполнении социальных обязательств. Он поставил задачу: система соцзащиты населения должна быть переориентирована на поддержку тех, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума. Чем это может обернуться для населения, пока говорить преждевременно. Субсидии по оплате жилья, например, сегодня получают не только самые бедные, но и те семьи, у которых квартплата пробивает слишком большую брешь в домашнем бюджете (государство помогает тем, кто отдает за жилье более 22 процентов семейного дохода в месяц). Может ли измениться эта система, пока неясно.

Последние жаркие дискуссии и "вбросы" заявлений высокопоставленных чиновников (Кудрина, Дворковича) о необходимости повышения пенсионного возраста тоже не случайны. Перед специалистами по пенсионному обеспечению президент поставил сложнейшую задачу: разработать четкую и ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы приемлемый уровень пенсий по сравнению с зарплатой без увеличения дефицита пенсионных средств (то есть, проще говоря, дополнительной нагрузки на бюджет), а с другой - исключила повышение ставки социальных взносов (эта мера уже защищает бизнес и стимулирует развитие экономики). Про пенсионный возраст президент не обмолвился ни словом. Но если он, по сути, поставил барьер перед увеличением доходов пенсионной системы (за счет роста взносов с работодателей), то, значит, иного способа, кроме как уменьшить расходы по выплатам пенсий, у правительства не остается.

В целом эксперты считают, что, может, и не стоит российскому правительству непременно стремиться к бездефицитному бюджету. С одной стороны, достичь этого сложнее и дороже, чем, допустим, планировать ежегодный дефицит на уровне "вполне приемлемых и безопасных" двух-трех процентов. "Это стимулирует экономический рост, так же как и невысокая инфляция", - отметил Богданов.