02.07.2010 06:30
Поделиться

Турция и Израиль не уберегли в тайне свое желание помириться

Официальное подтверждение этой информации скорее всего появится нескоро. Тем не менее турецким журналистам стало известно, что 30 июня в Брюсселе состоялась секретная встреча, на которой впервые после кровавой драмы с "флотилией свободы" Турция и Израиль говорили напрямую через своих высокопоставленных представителей.

Спустя несколько часов после того как завесу тайны с переговоров сорвал турецкий телеканал NTV, анонимный источник из Анкары подтвердил информацию. Если это действительно правда, нет сомнений в том, что обе стороны пошли на серьезный риск, давая добро на встречу в бельгийской столице. Причем, как теперь выясняется, больше рискует израильская сторона. А точнее премьер Израиля Биньямин Нетаньяху.

Эта встреча, безусловно, была нужна обеим сторонам. На публике и израильское, и тем более турецкое руководство продолжает клеймить: одни - правительство Израиля, которое дало зеленый свет на захват судна из "флотии свободы" в нейтральных водах, другие - членов "флотии свободы", среди которых, по мнению израильских экспертов, были отпетые эстремисты. Говорится даже о том, что один из организаторов флотии параллельно собирает средства для террористов на территории Чечни. Но весомых доказательств этой информации, правда, пока никто не представил.

Однако в Израиле отчетливо понимают: инцидент с "флотилией свободы" нанес серьезный удар по международному имиджу страны. А в Турции осознают, что без нормализации отношений с Тель-Авивом трудно говорить о каком-либо региональном лидерстве. При этом многие политики в Анкаре не скрывают, что как раз к этому и стремится турецкая элита. С другой стороны, неизвестно, как именно мусульмане всего мира в сложившейся ситуации истолкуют тайные переговоры Турции с Израилем.

Реагировать по-другому на убийство восьми турок во время захвата судна из "флотилии свободы", которое 31 мая с моря пыталось прорвать блокаду сектора Газа, официальная Анкара, очевидно, не могла. Сначала из Израиля был отозван турецкий посол. Затем 28 июня стало известно о закрытии воздушного пространства Турции для израильских военных самолетов. В тот же день глава турецкого правительсва Реджеп Эрдоган в телевизионном интервью открыто назвал правительство Нетаньяху главным препятствием на пути к ближневосточному миру.

Однако, как теперь выясняется, одновременно с этим Анкара активно готовилась к тайной встрече с высокопоставленным израильским чиновником. Источники расходятся в мнениях, кому принадлежала инициатива проведения переговоров в Брюсселе. При этом сообщается, что в преддверии встречи Турция передала израильской стороне документ, разъясняющий ожидания Анкары от предстоящих переговоров. Очевидно, был получен и утвердительный ответ.

В итоге 30 июня в Брюсселе встретились министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу и министр инфраструктуры Израиля Биньямин Бен-Элиэзер. И тут началось самое интересное.

Возникает вопрос: почему израильскую сторону на тайной встрече не представлял глава МИД Израиля Авигдор Либерман? В канцелярии Нетаньяху дали крайне туманный ответ. Оказывается, Либерман не был поставлен в известность "по техническим причинам". Такой ответ мог бы устроить часть экспертов, если бы речь шла о спонтанной встрече "на полях" какого-либо саммита. Но, как известно, стороны достаточно долго готовились к брюссельским переговорам и даже писали друг другу письма.

Иными словами, ответ из канцелярии премьера, мягко говоря, неубедителен. Не устроил он и самого Либермана, который оказался в крайне неприятной ситуации. Многие теперь задаются вопросом: что он за министр иностранных дел, если не знает о важных секретных переговорах израильского правительства? В ответ Либерман не стал скрывать своего гнева. Он даже пригрозил Нетаньяху собственным расследованием "до конца" и заметил, что этот факт грубого нарушения дипломатического протокола "наносит тяжелый удар" по отношениям между ним и премьером.

С другой стороны, пока непонятно, зачем Нетаньяху понадобилось так открыто бить по репутации своего министра иностранных дел. Возможно, он понимал, что брюссельские переговоры с участием вспыльчивого Либермана закончились бы провалом. А может быть, это Анкара не захотела вести переговоры с главой израильского МИДа.

Между тем

источники сообщают, что в Брюсселе стороны обещали продолжить контакты. Правда, пока они не договорились ни о точной дате проведения второго раунда, ни о составе его участников. Возможно, в следующий раз Израиль на переговорах с Турцией будет представлять именно Либерман. Правда, для этого израильский министр должен сделать правильные выводы из случившегося. И это, похоже, также входит в планы премьера Нетаньяху.