Новости

02.07.2010 07:59
Рубрика: Общество

В сухом остатке

Нужен ли Москве пивной фестиваль?

В Москве с 3 по 11 июля состоится фестиваль пива. Еще, как говорится, и кружки не подняли, а градус споров, быть ему или нет, уже зашкаливает.

Многие жители столицы праздника ждут не дождутся и поясняют: "Ведь там можно не столько выпить (это и дома можно сделать), сколько весело провести время". Пивоненавистники парируют: праздник несвоевремен!

Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, в своем блоге рассуждает: "С одной стороны, разумное, "европейское потребление пива - пример культуры пития. С другой стороны, медики давно бьют тревогу, утверждая, что "пивной алкоголизм" становится все опаснее, к тому же значительно помолодел". И в этом он упрекает большой бизнес, который готов "не просто поить, но даже спаивать людей, в частности молодежь. Была бы выгода..." Подобные фестивали вредны, если не хуже, резюмирует Миронов и упрекает московские власти в разбазаривании бюджетных денег - выделено-то на организацию "пивного" мероприятия аж 20 миллионов рублей. А член партии "Справедливая Россия" Антон Беляков и вовсе потребовал решить на уровне Госдумы вопрос о запрете проведения в Москве фестиваля.

Такая позиция вызывает только скепсис у руководства города.

Столичные власти фестиваль пива относят к числу социально значимых мероприятий и очень гордятся тем, что все те двенадцать лет, в течение которых он существует, праздник проходит примерно в одно и то же время в середине лета и ни разу не отменялся.

"Вы спросите, какая же у него может быть социальная задача, - опередил с вопросом корреспондента "РГ" зам. начальника управления реализации городских программ столичного департамента науки и промышленности Юрий Жерноклеев. - Давайте честно признаемся: русский народ любит выпить, причем часто без закуски. Последствия известны. Мы же поставили перед собой задачу привить не просто культуру употребления пива, но и культуру проведения досуга".

Чтобы не изобретать велосипед, учиться поехали в Мюнхен, столицу Баварии, самой процветающей земли в Германии, где праздник пива - Oktoberfest в этом году празднует свое 200-летие. Согласитесь, у пунктуальных немцев было время выяснить, насколько фестиваль влияет на алкоголизацию нации, и если что - поставить на нем крест. Напротив - каждый год повеселиться в Мюнхен съезжается все больше людей, не только немцев, но и жителей стран Евросоюза, США, Японии, Австралии... Всего около 6 миллионов человек. Но атмосферу праздника определяют вовсе не градусы, а масса самых разных развлечений, в том числе и "вкусных".

По примеру Oktoberfest в рамках московского фестиваля презентуют новые сорта не только два столичных пивоваренных завода, но и представляют свою продукцию пивовары Санкт-Петербурга, Ярославля, Твери и других городов страны. Каждый год проводится и дегустация фирменных закусок к пиву. Каждый год в Лужниках выступают самые популярные эстрадные группы артистов, спортивные мероприятия, а в этом году в эти дни будет транслироваться и чемпионат мира по футболу.

"Люди туда приходят на целый день, гуляют, веселятся, валяющихся же пьяными под кустом вы здесь не увидите, - сказал корреспонденту "РГ" министр правительства Москвы, руководитель департамента науки и промышленности Евгений Пантелеев. - И вообще за все годы проведения фестиваля, притом что его посещают миллионы, там не было ни одного случая нарушения общественного порядка". Как удается? Правоохранительные органы строго следят за тем, чтобы соблюдался российский закон - лицам моложе 18 лет пиво не продавать. Заместитель начальника управления реализации городских программ департамента науки и промышленной политики города Юрий Жерноклеев пояснил "РГ" , что в этом году предпримут особые меры контроля. "Будет создана особая служба, работники которой станут строго следить за тем, чтобы лицам, не достигшим 18 лет, пиво не продавалось, - пояснил он. - Если будет замечено обратное, оргкомитет фестиваля оставляет за собой право оперативно закрыть торговую точку". По мнению председателя Исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, мероприятия, разработанные организаторами фестиваля по предотвращению продажи и употребления пива несовершеннолетними, отвечают концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения. Что дает проведение пивного фестиваля самой Москве, кроме привития культуры пития горожанам? По мнению столичных властей, это прежде всего по-настоящему народный праздник, дефицит которых в нашей стране испытывается с тех пор, как ушли заидеологизированные День Великой Октябрьской революции, праздник мира и труда... Кроме того, это еще и десятки тысяч новых рабочих мест, которые разворачиваются на время проведения фестиваля. А чего он стоит городу? Бюджет фестиваля, сообщили "РГ" в правительстве Москвы, составляет 45 миллионов рублей. 20 миллионов из них тратит сам город из бюджета - на охрану правопорядка, информацию - где что происходит, создание нормальных условий для тех, кто придет туда отдыхать - тех же туалетов, например. Еще 25 миллионов рублей вкладывают сами пивовары - на разворачивание торговых павильонов и приглашение артистов. Велики ли доходы? Министр финансов правительства Москвы Юрий Коростелев ответить на этот вопрос затруднился: в бюджете нет такой строки. Доходы от пива отдельно нигде не учитываются - они идут по статье "безалкогольные напитки", каким, к слову, и считается в нашей стране пиво. "Я не думаю, когда выпиваю бутылку пива, алкогольный это напиток или безалкогольный, а просто получаю удовольствие", - признался министр. А вот мэр Москвы Юрий Лужков, как известно, полный трезвенник. И даже открыв молотком бочку пива - торжественная церемония, с которой стартует завтра в Лужниках очередной фестиваль, он поднимет кружку, наполненную именно безалкогольным пенным напитком.

Михаил Юрьевич Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях:

- Я, в принципе, не сторонник таких фестивалей. Ведь они способствуют популяризации употребления пива, причем не вместо водки, а просто пива как напитка. Пивной алкоголизм среди молодежи очень сильно развит и, если верить Онищенко, представляет гораздо большую опасность, чем алкоголизм взрослых, поэтому я бы даже пошел на запрет этого мероприятия со стороны власти.

Сергей Пархоменко, главный редактор журнала "Вокруг света":

- Я не вижу в фестивале пива ничего плохого, точно так же не вижу ничего плохого в фестивале жареного мяса, мороженого или даже водки. Другой вопрос, как это мероприятие организовано - хорошо или плохо, талантливо или бездарно? И самое главное - осмысленно или просто исходя из желания продать как можно больше пива на какой-то ограниченной территории.

Можно ведь провести праздник в грязи: с грязными пластмассовыми стаканчиками и с попытками напоить пивом как можно большее количество народу, а можно действительно сделать из этого веселое времяпрепровождение. Пиво, как мне кажется, это замечательная вещь, достояние человечества и, в частности, российского народа. И я совершенно не понимаю, почему бы этой прекрасной вещи не посвятить свой выходной день.

Елена Семилетова, учитель географии в средней школе:

- Мы боремся за то, чтобы дети и взрослые вели здоровый образ жизни. Я вижу антиалкогольную программу не в запрете на алкоголь вообще, а в том, чтобы привить людям культуру пития. Как учитель могу сказать, что детей праздник пива вряд ли толкнет к пьянству, для них опаснее улица, дурная компания.

Радюкина Елена, врач-нефролог:

- Все хорошо в меру. На мой взгляд, будет гораздо хуже, если эти фестивали из восьмидневных и локальных перейдут в затяжные попойки по всей стране. Каждому человеку нужно почувствовать вкус хорошего, чтобы его не потянуло к плохому. Если такой фестиваль сможет убедить человека, что три литра пива "Клинское" хуже одного бокала хорошего чешского пива, и при этом удовольствия от этого бокала он получит гораздо больше, у него не возникнет желания возвращаться к худшему. И вообще, я считаю, что запрет, каким бы он ни был, ни до чего хорошего не довел, поэтому лучше меньше, но качественнее, чем никак. Запретный плод сладок.

Наталья Огаджанянц, продюсер:

- Проводить фестиваль за счет бюджетных денег просто безнравственно. На фоне борьбы с массовым потреблением алкогольной продукции фестиваль выглядит как минимум глупо. Конечно, если пивные компании хотят проводить такие праздники, препятствовать и запрещать им не надо. Пусть организовывают, собирают народ, арендуют площади, закупают продукцию, продают ее. Но все это они должны делать только за свой счет. Государство поддерживать это ни в коем случае не должно. А то получается пропаганда пива. Я полностью соглашусь в этом вопросе с Сергеем Мироновым.

Вдох красного

Фестивалей вина в стране виноделов еще побольше, чем кинофестивалей. И любой, забравшийся даже в самое захолустье, всегда порадует отличными напитками.

Главный и самый решительный отбор проводят сами изготовители, в какие только гильдии не объединенные. Лишь официально зарегистрированные производители, чья продукция прошла соответствующий контроль и получила разрешение на продажу, выставляется на выставки. Люди здесь все свои, друг другу известные, чужаков нет, ибо размеры виноградников очерчены четко. Так что тут уж никаких подделок и чужаков.

Впрочем, фестиваль, выставка - иногда сказано слишком громко. Мне частенько доводилось заезжать, к примеру, в Страсбург, где местные гордятся своими винами не меньше, чем люди из сказочного для любителей вина Бордо. Тут популярны фестивали под названиями типа "Дороги вина". Крестьяне, купив разрешение на право выставить вино, подъезжают на своих грузовичках "Рено" и ставят бутылки с яркими этикетками на выданных устроителями сборища столиках. И начинается зазывание - угощение. Тебе наливают в бокал прозрачное, на солнце переливающееся вино, и ты пробуешь в свое удовольствие.

Профи никогда не допивают налитое до конца. Смотрят на вино, затем, наклонившись носом к бокалу, вдыхают его аромат. И потом лишь чуть смачивают вином нёбо, как правило, даже не допивая его и аккуратно опустошая рот над стоящим рядом сосудом. У нас бы за это убили: ведь сколько добра переводится без толку. Но во Франции почему-то привыкли. Многие посетители фестиваля бродят меж столиков, выбирая вино по вкусу часами. Им не только любезно наливают, но еще и предлагают закусывать крошечными кусочками сыра. Почему сыра? Да потому что он уничтожает послевкусие, и ты готов воспринимать блаженный продукт снова, с чистого листа. С такого фестиваля не уйдешь без покупки. Какая-то бутылка, да понравится. А если понравилось и очень, можно тут же сделать заказ на ящик, обычно на полдюжины бутылок, который в точно назначенный и удобный для тебя час доставят на дом. Если покупаешь бутылочку, то цена довольно высокая, а на кофр из двенадцати, даже шести, сделают скидку.

Я ни разу не видел на этих фестивалях пьяных. Разве чуть более нужного веселых под самый конец действия - да, бывает, но не более того. Культура? Привычка? Инстинкт самосохранения - ведь надо за руль и домой. И то, и другое, и третье. А главное зачем, когда посидеть выпить можно и в соседнем ресторанчике напротив, и дома. И вообще - к чему удивлять людей. Здесь такое не принято.

Общество Соцсфера Экономика Товары и цены Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Алкоголь и табак Проблема алкоголизма
Добавьте RG.RU 
в избранные источники