Сегодня на сцене Мариинского театра состоится премьера-возобновление спектакля "Спартак" на музыку Арама Хачатуряна. О том, как шла подготовка к балету, корреспонденту "РГ" рассказала солистка Мариинского театра Виктория Терешкина, исполняющая партию Фригии, возлюбленной Спартака.
Российская газета: Виктория, говорят, артистам, занятым в спектакле, сложнее всего давалась техника танца в сандалиях.
Виктория Терешкина: Правильно говорят, потому что это безумно сложно! (Смеется.) На сандалии мы перешли за два месяца до премьеры. И все это время в буквальном смысле учились не цепляться носками за сцену... Теперь, когда мучения позади, нам даже нравится танцевать в античной обуви. Тем более что разучивать движения нам помогали исполнители главных партий, которые были задействованы в самой первой постановке "Спартака".
РГ: Речь идет о постановке Леонида Якобсона 1956 года?
Терешкина: Да, с нами занимались корифеи балетного мастерства - Геннадий Селюцкий, Маргарита Алфимова, Елена Евтеева... Елена Викторовна, кстати, в свое время исполняла ту же партию, что и я. Она даже подарила мне свои серьги, которые были на ней в день премьеры, - на удачу.
РГ: Наверняка больше чем к кому-либо на репетициях она была требовательна к вам?
Терешкина: Само собой. Но она объясняла мне все досконально и понятно, а я впитывала все, чему она меня учила. Я старалась изо всех сил, но станцевать так же хорошо, как она, не смогла.
РГ: Вы имеете в виду технику?
Терешкина: Не совсем, ведь в игровых балетах самое главное - актерское мастерство. Для роли Фригии мне, например, не нужно оттачивать технику и делать каждый день фуэте. Главное - показать зрителю любовь и переживание. А для этого необходимо не растратить эмоции на репетициях. Если каждый день эмоционально выкладываться, то к премьерному показу переживаний не останется. Кстати, именно эмоциональностью Фригия меня и покорила. Когда передо мной встал вопрос: какую партию выбрать - Фригии или Эгины, я остановилась на роли возлюбленной Спартака. Мою героиню нужно играть так, чтобы у зрителя катились слезы.
РГ: Но ведь у Эгины в "Спартаке" больше танцев.
Терешкина: Конечно же, партия Эгины мне нравилась всегда, особенно в "Спартаке" Юрия Григоровича на сцене Большого театра. Но Фригия мне ближе, да и партия ее - сложнее. Кроме того, меня "подстегнули" и отзывы критиков, считающих меня героиней бессюжетных балетов. Надеюсь, что партия Фригии в "Спартаке" станет заключительной нотой, после которой критики окончательно убедятся, что и сюжетные балеты мне под силу.
РГ: Как вам работается с исполнителем роли Спартака Игорем Зеленским?
Терешкина: Это большая удача, что театру удалось его заполучить. У него довольно плотный график: будучи солистом Мариинского театра, он еще занимает пост художественного руководителя балетной труппы Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Но он отложил все дела, приехал в Петербург и стал разучивать партию Спартака, которая ему безумно подходит. Зеленский - мужественный артист, ему ничего не стоит передать характер Спартака, который принес себя в жертву великой идее. Думаю, за эту мужественность Фригия его и полюбила.