Новости

02.07.2010 13:23
Рубрика: Культура

Фарс в театре драмы

В Краснодаре уволили актеров, усомнившихся в творческих способностях директора драматического театра

Самая обсуждаемая тема в кубанской столице - очередной уход главного режиссера и массовое увольнение в Краснодарском академическом театре драмы имени Горького.

Классический сюжет

Главный режиссер Алексей Ларичев и заведующая литературной частью театра Кристина Кушнарева вроде бы ушли добровольно, но оба не скрывают, что их просто вынудили это сделать. А на днях стало известно: в новом сезоне зрители не увидят шестерых актеров из нынешнего состава - контракт с ними не продлила администрация. Причем за бортом оказались ведущие актеры, на которых держится значительная часть репертуара. Заслуженный артист России Станислав Сальников, его коллеги по художественному совету Евгений Женихов и Александр Тихонов, актрисы Наталья Иванцова (ей, отдавшей театру 27 лет, контракт не подписали накануне 50-летнего юбилея), Марина Слепнева и актер Леван Допуа не заняты лишь в двух спектаклях из 32, идущих сегодня на сцене краснодарской драмы. Теперь на их роли придется либо искать замены, либо вообще отказываться от спектаклей, дающих кассовые сборы. Причем без репертуара, без части труппы, да и вообще без какого-либо намека на праздник театр остался в свой юбилейный - 90-й сезон.

Но, похоже, в Краснодаре (а в последние годы власти края частенько называют его "культурной столицей Юга России") местное руководство это волнует меньше всего: главное - преподать наглядный урок тем, кто нарушил хрестоматийное правило грибоедовского героя Молчалина, говорившего "не должно сметь свое суждение иметь". В итоге актеры, решившие по завету Чехова "выдавить из себя по капле раба", были выброшены на улицу. И не важно, что они позволили себе публично высказаться не о каких-то отвлеченных понятиях, а всего лишь выразили сомнение в способности директора театра управлять творческим процессом.

Шоу за кулисами

Зерна конфликта начали прорастать еще пять лет назад, когда на эту должность назначили бывшую школьную учительницу и агента по недвижимости из риэлтовской компании Татьяну Кривошееву. Станислав Сальников вспоминает ее первую встречу с труппой. На вопрос, как собирается руководить театром, та ответила: "Если бы знала, что будете об этом спрашивать, не дала бы вам слова".

А вскоре уволился главный режиссер Валерий Гришко. Он неожиданно прервал пятилетний контракт и вернулся в Санкт-Петербургский театр имени Комиссаржевской. Вот как Валерий Викторович объяснил в разговоре по телефону причины тогдашнего ухода: "Недопустимо, когда на подобную должность назначают человека, далекого от театра, будто речь идет о директоре бани. Ведь до анекдотов доходило. К примеру, ее спрашивают, что сегодня идет на сцене. "Пигмалион", - говорит. А на вопрос "это Шоу?" отвечает: "Что вы, это серьезная пьеса".

Не прижился в Краснодаре и Зураб Нанабошвили, прибывший сюда из Вологды. На главной кубанской сцене он поставил два спектакля, причем в афишах к "Дому Бернарды Альбы" значился как главный режиссер театра. А потом неожиданно уехал, даже не попрощавшись с труппой. Говорят, тоже чем-то не угодил Татьяне Германовне…

Все это время спектакли ставили приглашенные на разовые постановки режиссеры, среди которых был и Алексей Ларичев из Тюмени, где 14 лет работал главрежем, а последние три года - художественным руководителем местного драматического театра. Перебраться с севера на юг предложила ему сама Кривошеева, департамент культуры поддержал эту идею, и два года назад Ларичев стал главным режиссером Краснодарского академического театра драмы.

- Год мы более-менее нормально прожили, хотя с вирусом непонимания я столкнулся практически сразу, - говорит Ларичев. - Из семи запланированных спектаклей смог поставить лишь четыре: "машина" по их выпуску буксовала. То опоздали с торгами, то пьеса директору не нравится, то денег нет. Сейчас меня упрекают, что большинство моих спектаклей на краснодарской сцене когда-то были поставлены в Тюмени. Но в ситуации, когда все новое по разным причинам отвергалось, приходилось браться за уже опробованные постановки. Это мое авторское право, к тому же я привез сюда свои любимые вещи. Возникшие проблемы старался удержать в масштабе двух кабинетов и не выносить на труппу. И только когда началась явная пробуксовка с планированием, было решено создать художественный совет как некий третейский орган, призванный найти компромисс между главным режиссером и директором. Татьяну Германовну избрали заместителем председателя совета, однако она его решения попросту игнорировала, заявив, "что бы вы там не предлагали, решать буду я".

Труппа разделилась: одна часть поддерживала Кривошееву, другая - Ларичева. В связи с грядущей реорганизацией артисты забили тревогу: что будет с творчеством, если у руля встанет хозяйственник?

В сентябре прошлого года девять членов художественного совета обратились к руководителю краевого департамента культуры с просьбой о встрече "для уточнения разграничений обязанностей директора и главного режиссера". Это письмо так и осталось без ответа. В марте нынешнего года под подобным письмом стояло уже 33 подписи актеров. А в мае Алексея Ларичева вызвали в департамент и предложили оставить свой пост, после чего он написал заявление на отпуск с последующим увольнением.

"Битковые" спектакли

Последний сезон в театре драмы отмечен аншлагами. Такого здесь давно не бывало. Особенно популярны у зрителей "Ревизор", Non Dolet, "Полет над гнездом кукушки".

Заядлые театралы недоумевали: с приходом Ларичева в театр пошел народ, на некоторые спектакли билетов не достать, а его вынуждают уйти. Оппоненты парировали: "Он не сумел сплотить труппу, поэтому не может претендовать на лидерство".

В краевом департаменте культуры подтвердили, что и прошлый производственно-финансовый годы, и первую половину нынешнего года театр драмы завершил перевыполнением всех показателей. Так, планируемые доходы от сборов выросли по сравнению с предыдущим годом почти на 40 процентов: только в 2009 году спектакли посетили 111,6 тысячи человек.

Впрочем, Татьяна Кривошеева считает, что "битковые" (по ее выражению) залы - заслуга грамотно организованного менеджмента.

- Директор театра - это продюсер, - говорит она. - В театре все процессы взаимосвязаны, поэтому я, подписывая приказы о распределении ролей, иногда действительно вносила коррективы. Но ведь руководствовалась интересами дела, заботилась о том, чтобы вся труппа была занята равномерно, а не только любимчики режиссера. Все эти годы постоянно занималась самосовершенствованием, училась, в том числе закончила директорские курсы при институте театрального искусства, однако меня продолжают упрекать в непрофессионализме. Это не только несправедливо, но и просто оскорбительно.

Чашу терпения переполнило письмо, адресованное председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину, которое подписали 13 актеров краснодарской драмы. Вот цитата из этого послания: "…Г-жа Кривошеева категорически не разделяет мнения о приоритетности творческо-художественного состава в театре, что все остальные службы призваны делать все для обеспечения бесперебойного творческого процесса. Считает театр своей вотчиной, актеров - почти крепостными, собственное мнение - главенствующим и не терпит никаких критических высказываний в свой адрес.

…Г-жа Кривошеева груба и бесцеремонна с подчиненными. Плоды такого "просвещенного" руководства печальны: за последние пять лет уволились 10 ее заместителей, сменился административный состав, четыре главных бухгалтера, в полном составе ушел бутафорский цех, только за полтора года сменились три заведующих литературной частью".

Из Москвы письмо переслали в краевое отделение СТД, откуда оно прямиком попало в департамент культуры и легло на стол директора театра. После этого пошли разговоры, что с подписантами не будут продлены контракты.

- Я беседовала с каждым артистом, хотя безо всяких разговоров могла бы их уволить, - поясняет Татьяна Кривошеева. - Но дала шанс одуматься. Больше половины пришли и попросили прощения. Сказали, что подписывали письмо, не думая о последствиях. Остальные напоминают мне смертников: пусть мы погибнем, но пойдем до конца.

Неюбилейная развязка

Шестеро "нераскаявшихся" остались за бортом. Руководитель краевого департамента культуры Наталья Пугачева такое решение поддерживает: "Нечего было раскачивать лодку", - считает она. В июне Пугачева дважды встречалась с актерами, проинформировав их о принципах грядущей реформы и о принятом решении: у Краснодарского академического театра драмы теперь один руководитель - директор Татьяна Кривошеева. И уже она, а не департамент культуры будет принимать режиссера на работу и отвечать за профессиональное состояние труппы, в том числе за обучение молодежи.

Между тем, с уходом Ларичева бесхозным остается набранный им курс на базе театра совместно с университетом искусств и культуры. Кстати, Станислава Сальникова, преподававшего сценическое мастерство, оттуда тоже уволили.

Кроме того, Татьяна Кривошеева собирается обратиться в суд с иском к тем, кто посмел усомниться в ее профессиональных качествах. "Кто раскаялся - прощу, а остальным придется отвечать по полной программе - и материально, и морально", - призналась она в разговоре с корреспондентом "РГ".

На прошлой неделе в театре прошел последний спектакль. Занавес опустился до осени, когда стартует 90-летний сезон. В Краснодаре многие с тревогой говорят, что театр встречает его у разбитого корыта. Однако теперь уже единоличный руководитель  старейшего творческого коллектива полна радужных планов: "Юбилей будем отмечать в ноябре, - пояснила она. - Я предполагаю, у нас получится феерический юбилейный вечер. Это должно быть так интересно, как никогда еще не было".

…Немая сцена. Сразу вспоминается финал "Ревизора".

Культура Театр Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Краснодарский край Краснодар
Добавьте RG.RU 
в избранные источники