В Сирии умер организатор теракта 1972 года в Мюнхене

Палестинский боевик Мухаммед Дауд Уде, известный по прозвищу Абу Дауд,  скончался в Сирии от острой почечной недостаточности. Он  был похоронен в субботу на заходе солнца в лагере палестинских беженцев Ярмук в пригороде Дамаска.

Эта новость не привлекла бы столь пристального внимания мировых СМИ, если бы не личность 73-летнего палестинца, бывшего главы террористической палестинской группировки "Черный сентябрь", которая была распущена движением "Фатх" в 1974 году. Именно Дауду приписывают организацию одного из первых и самых резонансных терактов в истории - захват израильских спортсменов во время Олимпиады 1972 года в Мюнхене. Отдельной главы в этом громком деле заслуживает карательная операция израильского "Моссада" в отношении террористов. С личного разрешения знаменитого израильского премьер-министра Голды Меир была начата операция "Гнев Божий". В ее ходе в разных частях света менее чем за год были уничтожены практически все боевики, которые имели отношение к акции "Черного сентября". Эти события легли в основу недавнего голливудского фильма "Мюнхен", имевшего большой зрительский успех. Впрочем, сам Абу Дауд называл эту ленту Стивена Спилберга "лишь красивой легендой, которая не имела ничего общего с реальностью".

Но обо всем по порядку. В самый разгар летней мюнхенской Олимпиады, 5 сентября 1972 года восемь боевиков палестинской группировки "Черный сентябрь" беспрепятственно захватили спортивную делегацию - 11 членов сборной Израиля в заложники в олимпийской деревне.  Их основным требованием было освободить из тюрем Израиля 236 членов Организации освобождения Палестины. Только после этого они обещали отпустить заложников. В ответ на это Голда Меир категорично заявила, что "Тель-Авив не вступает в переговоры с террористами". Первая попытка освободить заложников не увенчалась успехом: были убиты двое израильтян. Причем, вся операция происходила под прицелом телекамер - свои съемочные группы к месту события направили ведущие мировые телеканалы. Тогда боевики выдвинули новое условие - они планировали улететь с заложниками из олимпийской деревни на вертолетах. Попытка немецкого спецназа освободить израильтян оказалась трагической. Тогда погибли все израильтяне, а также один спецназовец. Были уничтожены пять террористов. А Голда Меер, после консультаций с членами кабинета министров и израильскими силовиками отдала приказ о начале операции "Гнев божий". За короткий срок были установлены имена не только исполнителей, но и организаторов теракта. Так агенты "Моссада" вышли на след Абу Дауда, которому приписывали "авторство" захвата, хотя непосредственного участия в нем он не принимал.  

На этого, одного из идеологов "Черного сентября", так и на рядовых боевиков организации "Моссад" открыл настоящую охоту. С сентября 1972 по апрель 1973 года были ликвидированы 13 палестинских боевиков. Кстати, в операции принимал участие и будущий премьер Израиля, его нынешний министр обороны Эхуд Барак. В 2006 году он дал сенсационное интервью о событиях 1972 года. "К сожалению, вместе с тремя заказчиками теракта нам пришлось тогда в Ливане убить семерых ливанских жандармов и двух женщин, которые оказались у нас на пути", - признавался Барак. Через шесть лет в январе 1979 года в Бейруте израильские спецслужбы убили одного из руководителей "Черного сентября" Абу Хасана по прозвищу "Красный принц".

Абу Дауд был подробно информирован о спецоперации израильских спецслужб с самого начала ее проведения. Ему удивительным образом удавалось скрываться от "Моссада", постоянно, на протяжении нескольких десятилетий, перемещаясь не только по Ближнему Востоку, но и по странам Европы. К его ликвидации израильтяне были как никогда близки в 1981 году. Тогда в Варшаве рядом со столиком в кафе, где сидел Дауд, взорвалась бомба. Палестинец получил  тяжелое ранение, но выжил. В 1997 году Дауд переехал на Западный берег реки Иордан в город Рамалла вместе с палестинской администрацией Ясира Арафата. Однако в 2000 году по настойчивому требованию Тель-Авива палестинская администрация приняла решение выслать экс-главу "Черного сентября" из автономии. Тогда последний  принял решение осесть в Сирии, где находился "в надежном месте под усиленной охраной". Абу Дауд написал книгу, в которой изложил свою версию событий в Мюнхене 1972 года. "Я ни о чем не жалею, и не собираюсь ни у кого просить прощения", - признавался идеолог теракта. Он писал, что считает вооруженную борьбу с Израилем "законной", а теракт в Мюнхене оправдывал тем, что "израильтяне оказали сопротивление". Несколько лет назад он дал громкое по резонансу интервью итальянской "Репубблике", в частности, рассказав, как родилась идея теракта. "Идея родилась утром 13 июля 1972 года в Риме. Мы сидели в баре "Пантеон". Я ждал Абу Аяда (министр внутренних дел "Фатх"), сидя рядом с Фахри аль-Омари, его советником, мы листали арабские газеты, - вспоминал Дауд. - Фахри прочитал заметку: Олимпийский комитет отверг просьбу Палестины об участии в Играх. Мы отправили в Женеву гору запросов, но не получили ни одного ответа. Пришел ответ в несколько строк. Причина отказа: Палестины не существует. Отлично, сказал я, это хороший повод. Нашей целью было показать себя миру. Запад в те годы игнорировал существование Палестины, а мы представили ее 500 миллионам зрителей. Мы делали ставку на переговоры, чтобы освободить палестинских заключенных. Мы не думали, что Голда Меир займет непримиримую позицию".

О том, каким авторитетом пользовался Дауд среди членов радикальных групировок говорит тот, факт, что на его похоронах в Дамаске присутствовали многие деятели  правящего в палестинской автономии движения "ФАТХ".  А глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас назвал Абу Дауда "одним из виднейших деятелей ФАТХ, который посвятил свою жизнь сопротивлению и борьбе за права палестинцев".