Новости

05.07.2010 03:00
Рубрика: Экономика

Закрытое небо

Грузовой авиаперевозчик и его клиенты - заложники коррупционного скандала

В ходе недавнего Берлинского авиасалона ILA-2010 вновь всплыла неприглядная история, случившаяся с "Волга - Днепром", точка в которой еще не поставлена.

На сайте солидного немецкого журнала Hardthoehenkurier накануне открытия ILA-2010 была опубликована статья, посвященная анализу ситуации, связанной со снабжением частей Бундесвера, выполняющих свои задачи в горячих точках, прежде всего в Афганистане.

Статья называется "SALIS - переходная модель или законченное решение?" Суть ее в следующем.

В свете изменений глобальной системы безопасности стратегический воздушный транспорт стал ключевым аспектом для многих стран. При этом единственным самолетом в мире, способным осуществлять стратегические перевозки самых тяжелых и крупногабаритных грузов, является российско-украинский Ан-124-100 "Руслан". И в НАТО задумались о переходе от существующей "временной" модели воздушных перевозок - SALIS к законченному стратегическому решению в сфере авиаперевозок - SALPS. В этой модели, как пишется в статье, значительная роль отводится именно Ан-124-100.

Однако НАТО при всей заманчивости "законченного решения" не спешит переходить к нему. Более того, даже пролонгация действующего соглашения на использование "Русланов" в рамках программы SALIS после 2010 года под вопросом. Почему?

В немалой степени потому, что компания "Волга - Днепр", как предполагает автор публикации, оказалась замешана в коррупционном скандале, разразившемся еще в 2007 году в ООН. Причем предположение в статье выделено.

Что же это за скандал и что такое "Волга-Днепр"?

Авиакомпания является крупнейшим эксплуатантом самого большого в мире транспортного самолета - Ан-124-100 "Руслан". Одним из основателей, совладельцем и бессменным ее руководителем является Алексей Исайкин. До недавнего времени эта компания осуществляла гуманитарные перевозки по линии ООН, где и случился скандал.

Одно из весьма информированных американских интернет-изданий весной-осенью 2007 года уделило немало внимания коррупции в различных структурах ООН. Упоминалась в тех публикациях и компания "Волга-Днепр". Российское ежедневное бизнес-издание "Деловая газета" со ссылкой на американскую телекомпанию FOXnews сообщило, что упоминаемая авиакомпания заплатила одному из чиновников ООН 700 тысяч долларов за некие консультации. Как пишет газета, воспользовавшись этими консультативными услугами, компания участвовала в 30 тендерах и выиграла 10 из них. По сведениям "Деловой газеты", ООН внесла "Волга-Днепр" в черный список.

Газета "Коммерсантъ" со свойственной ей прямотой вообще озаглавила статью о разгоревшемся скандале: "Волга-Днепр" вылетела из ООН". Газета сообщила, что Организация Объединенных Наций исключила из реестра официальных перевозчиков эту грузовую авиакомпанию. Такое решение, как пишет "Ъ", принято по результатам внутреннего расследования "ненадлежащих отношений между рядом подрядчиков Всемирной организации и бывшими сотрудниками ООН, обвиняемыми в коррупции".

Действительно, компетентные, как говорится, структуры ООН провели очень скрупулезное расследование ставших известными фактов коррупции. Было возбуждено несколько уголовных дел и даны очень жесткие рекомендации Генсеку организации в отношении лиц, уличенных в финансовых махинациях.

Управление служб внутреннего надзора ООН 28 июня 2007 года опубликовало подробный отчет, в котором, в частности говорится о финансовых махинациях и подкупе должностных лиц сотрудниками компании, руководимой господином Исайкиным. Он сам и его компаньоны в этом докладе упоминаются неоднократно и в самом негативном свете.

Несмотря на то, что содержание доклада стало известно журналистам, он продолжает носить гриф "конфиденциально" и цитировать его неэтично. Но по словам тех, кто читал документ, именно в этом докладе содержится рекомендация отлучить "Волга-Днепр" от реестра официальных перевозчиков ООН. Что, судя по сообщениям СМИ, и случилось.

Дело о международном коррупционном скандале, прямо связанном с руководством "Волги-Днепра", в России, в отличие от Запада, широкой огласки не получило. Но возникшей проблемы это не сняло. Болезнь, если о ней не говорить и тем более не лечить, скорее всего, приведет к самым негативным последствиям.

В данном случае президент грузовой авиакомпании, всегда считавшейся очень солидной, и его сотрудники своими поступками, если они действительно носили коррупционный характер, а все говорит в пользу этой версии, нанесли ущерб не только себе. Фактически они бросили тень на весь крупный российский бизнес, работающий за рубежом, да и на само государство. Наша страна все-таки является одним из основателей ООН и постоянным членом Совета Безопасности этой самой солидной международной организации.

Подкуп должностных лиц для получения тех или иных преференций, к сожалению, стал у нас делом совершенно обыденным и почти естественным. Стоит подчеркнуть, что и за пределами Отечества, в Америке, Африке и даже в Австралии, коррупция не является экзотическим видом преступления. Но если говорить о высокоразвитом сообществе государств, то там ее пресекают жестко и даже жестоко. Лиц, замешанных в коррупционных преступлениях, невзирая на их статусность, материальное положение и возраст, наказывают лишением свободы на десятки лет.

Ситуация вокруг не столь уж и давнего коррупционного скандала остается открытой. Возможно, есть очень влиятельные силы, которым выгодно держать крупнейших владельцев "Русланов", как говорится, на крючке. Вполне вероятно, что в любой момент против авиакомпании, ее владельцев и топ-менеджеров могут быть реализованы некие очень жесткие санкции. Вплоть до возбуждения уголовных дел с привлечением Интерпола.

Нельзя исключать, что именно поэтому НАТО медлит с принятием законченного стратегического решения в сфере воздушных перевозок, в котором основная роль отводится именно "Русланам". Впрочем, именно к этой мысли подводит текст статьи упоминавшегося немецкого издания.

В сложившейся ситуации господину Исайкину и всем его партнерам, чьи имена оказались засвечены в коррупционных разбирательствах ООН, наверное, имеет смысл задуматься о своей дальнейшей роли в бизнесе авиаперевозок с участием самолетов Ан-124-100. Конечно, бизнес терять всегда тяжело. Но ведь и о государственных интересах забывать тоже не стоит.

Экономика Транспорт Авиатранспорт