Вчера президенты России, Казахстана и Белоруссии объявили, что Таможенный союз ЕврАзЭС включает в себя все три государства.
Поводов для встречи в казахстанской столице было предостаточно. Самый неформальный - юбилей президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, которому сегодня исполняется 70 лет. По этому случаю торжества в Астане, где в эти же дни отмечают и День города, отличаются особым размахом. В празднующей столице республики вчера собрались главы государств - членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), у которого в этом году тоже юбилей - 10 лет назад именно в Астане был подписан договор о создании организации. Дату страны-участницы отметили очередным заседанием Межгосударственного совета. "За этот период ЕврАзЭС стал полноценным интеграционным объединением, - уверенно заявил президент Казахстана, открывая заседание форума в расширенном составе. - Сегодня это реальная площадка для углубления интеграции наших государств".
Интеграцию в рамках ЕврАзЭС приехали обсуждать все без исключения президенты. В новом для себя статусе прибыла в казахстанскую столицу президент Киргизии Роза Отунбаева, чья страна во время так называемого переходного периода фактически была отлучена от полноценного участия в международных организациях, в которых она состоит.
Проведенный в Киргизии референдум, после которого Отунбаева официально стала президентом страны, позволил ей - первой женщине-президенту на пространстве СНГ - принять участие в обсуждении дальнейшей интеграции в рамках ЕврАзЭС.
Видео: Константин Завражин |
Очередным этапом этой интеграции стал Таможенный союз ЕврАзЭС, оказавшийся в последние недели у всех на слуху не столько из-за начала своей работы, сколько из-за возникшей неопределенности: сколько стран в нем состоят - две (Россия и Казахстан) или все-таки три (включая Белоруссию). В Астане все неопределенности были сняты, но что-то явно осталось недосказанным.
Вплоть до итогового заявления для прессы о факте запуска Таможенного союза "на троих" говорил исключительно президент Казахстана. Благодаря нюансам протокола два других участника этого процесса - Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко, на протяжении последних недель регулярно обменивавшиеся заочными пикировками, сохраняли публичное молчание.
На итоговом брифинге, завершив краткое подведение итогов встречи, Нурсултан Назарбаев предложил коллегам продолжить в алфавитном порядке. Президент Армении Серж Саргсян, видимо, рассудив, что стране-наблюдателю как минимум не полагается выступать вперед, показал, что уступает право сидевшему рядом коллеге из Белоруссии.
Но Александр Лукашенко со своим словом явно не спешил. Бросив: "Кто готов, пусть выступает", он продолжил собираться с мыслями, оставив таким образом последнее слово за собой.
Завершить неприлично затянувшуюся паузу взялся президент России Дмитрий Медведев. Он-то и прояснил, что подписанным заявлением главы России, Казахстана и Белоруссии определили, что Таможенный кодекс действует на территории трех стран со вчерашнего дня, а между Россией и Казахстаном - еще с 1 июля.
- 10 лет - срок немалый, - отметил российский лидер по случаю юбилея ЕврАзЭС. - С другой стороны, с исторической точки зрения незначительный. Двигались мы быстро. Но это не значит, что двигались без проблем.
В любом случае многие интеграционные процессы шли намного быстрее, чем даже, например, в Евросоюзе с его многолетней историей. "Интеграция вступает в завершающую стадию", - уверен Дмитрий Медведев. К этому выводу он пришел после того, как на Межгоссовете страны договорились по статуту суда ЕврАзЭС. "Суд нужен, если есть реальные отношения, - подчеркнул Медведев. - Теперь статут суда ЕврАзЭС будет применяться и к отношениям между действующими субъектами, то есть компаниями, зарегистрированными на территории ЕврАзЭС".
После Медведева слово от одного к другой переходило от президента Таджикистана Эмомали Рахмона к Розе Отунбаевой и с их края стола вернулось обратно, к белорусскому лидеру Александру Лукашенко, который все это время был предельно собран и задумчив.
В первую очередь он стал говорить о приятном - о дне рождения своего старого друга Нурсултана Назарбаева, о его главенствующей роли в ЕврАзЭС, о том, как он вытягивал организацию из кризисных ситуаций. "Мы с ним уже аксакалы в этой политике, - заявил президент Белоруссии, видимо, не желая никого задеть. - Хотел бы поблагодарить за все усилия, которые он прикладывал для развития ЕврАзЭС и Таможенного союза".
А вот о последнем Александр Лукашенко говорил коротко и без явного удовольствия. "Белоруссия исходит из того, что любой союз братских государств должен быть во благо народов, - подчеркнул он. - В том числе и наше новое образование - Таможенный союз. Поживем - увидим".
Белорусского лидера по-прежнему смущает совместная позиция России и Казахстана относительно экспортных пошлин внутри Таможенного союза. Минск все время настаивал на том, что создание такого союза автоматически ведет к отмене экспортных пошлин во взаимной торговле. Беспошлинные российские нефть и газ стали бы приятным экономическим подарком Белоруссии.
- Российская Федерация и Казахстан, я подчеркиваю, что это решение не одной России, считают, что до формирования единого экономического пространства у каждой стороны остается право взимать экспортные пошлины, - заявил после заседания Межгоссовета первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. - Мы исходим из того, что у России и Казахстана такое право сохраняется, и более того - мы этим правом пользуемся.
Единое экономическое пространство, которым в этой ситуации белорусский лидер должен грезить и в создании которого должен участвовать с утроенной энергией, станет следующим этапом интеграции в ЕврАзЭС. Президенты России, Казахстана и Белоруссии установили и крайний срок, когда ЕЭП должно заработать на практике. "Президентами поставлена задача, чтобы полный пакет базовых соглашений по ЕЭП вступил в силу не позднее 1 января 2012 года", - рассказал первый вице-премьер Шувалов.
В Астане Дмитрий Медведев провел короткую встречу с Розой Отунбаевой, поздравив ее с обретением президентских полномочий для руководства государством и преодоления тяжелых для Киргизии времен. Отунбаева призналась, что всегда чувствовала поддержку со стороны России. И в начале мая, когда имела возможность личного общения с российским лидером, и позже во время телефонных разговоров. "Я получила чувство надежды, приехала домой окрыленная такая", - рассказала она.
Сегодня в Киргизии, сообщила президент, наступило относительное затишье. "Тем не менее мы готовы к тому, что могут быть определенные всплески", - сказала Отунбаева. Но сегодня для руководства Киргизии самым тяжелым является вопрос беженцев. За несколько недель около 110 тысяч человек перешли границу и вернулись - до зимы их надо обеспечить крышей над головой.
- Самое главное - подать правильный импульс о том, что независимо от национальной, конфессиональной принадлежности все граждане одинаково уважаемы и находятся под защитой закона, - заявил Дмитрий Медведев, пообещав всестороннюю поддержку новой власти республики.