В 2009 году вступили в силу серьезные поправки в антимонопольное законодательство, а сейчас обсуждается следующий, т. н. "третий" пакет изменений. О содержимом этого пакета мы беседуем с начальником правового управления Федеральной антимонопольной службы России Сергеем Пузыревским.
- С чем связана необходимость принятия новых норм ?
- Те изменения, которые произошли в антимонопольном законодательстве, обеспечили высокую эффективность применения закона в непростых экономических условиях современной России. Но все предложения, которые мы формулировали и готовили в части изменений антимонопольного законодательства, реализовать не удалось. Поэтому какую-то часть, не успев согласовать с нашими коллегами из других федеральных органов исполнительной власти, не успев обсудить с бизнес-сообществом, мы отложили для того, чтобы в спокойном режиме продолжить эту работу.
- Новые поправки ужесточают нормы закона или, наоборот, направлены на их либерализацию?
- Есть ряд предложений, которые в целом уточняют существующие положения антимонопольного законодательства, но есть и существенные послабления. В качестве примера можно привести положения, которые связаны с ограничивающими конкуренцию соглашениями. Речь идет об уточнении положений и уголовного законодательства. Мы ввели серьезную уголовную ответственность для картелей. Но для того чтобы исключить возможность применения уголовных санкций к незначительным правонарушениям, вводим соответствующие изменения, исключая из-под уголовной ответственности вертикальные соглашения. По сути это договоры дистрибуции - дилерские договоры, которые не могут рассматриваться в качестве опасных картелей, которые таковыми по сути не являются. Мы исключаем из-под уголовной ответственности согласованные действия и уточняем некоторые другие положения.
- Согласованные действия - это значит нарушения группой лиц?
- Дело в том, что вообще мы планируем внести изменение в 11-ю статью, которая устанавливает запрет на согласованные действия. Речь идет о законе защиты конкуренции, который устанавливает запрет на антиконкурентные соглашения. Внутри группы лиц картеля быть не может. Конечно, заставить конкурировать субъектов, которые являются одним целым, достаточно сложно и не нужно и экономика в этом отношении все равно заставит их действовать в едином экономическом интересе. Поэтому соответствующие уточнения мы предложим, но если группа лиц будет строиться по такому принципу, который исключает взаимный контроль двух компаний, тогда в этом случае все положения этой статьи будут применяться и компании будут отвечать за запрещенные соглашения.
- На какие основные блоки можно разделить ваше предложение?
- В первую очередь мы уточняем сферу применения антимонопольного закона к сделкам, которые совершаются за пределами территории Российской Федерации. Мы определяем, какие из сделок иностранных компаний, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, подпадают под наше антимонопольное законодательство. И, в частности, речь должна идти о сделках и приобретениях тех компаний, которые, не имея представительства на территории России, осуществляют поставку товаров в размере не менее чем на миллиард рублей за год, предшествующий совершению сделки. Такие сделки должны находиться в поле зрения антимонопольного органа. А иные сделки иностранных компаний, которые не осуществляют существенной экономической деятельности, не приобретают российских активов российских компаний, под контроль антимонопольных органов подпадать не должны.
Второе - мы проводим существенное, на мой взгляд, уточнение понятия группы лиц. По действующему закону мы располагаем пятнадцатью основаниями, по которым компании объединяются в одну группу лиц. Но мы хотим оставить лишь пять из них, существенно упростив структурные связи между лицами, входящими в одну группу. Тогда можно будет говорить о том, что это единый организм и на них не будет распространяться положение в отношении антиконкурентных соглашений. Таким образом, существенно упростим для самих компаний возможность представления в антимонопольный орган сведений о субъектах, которые необходимы при контроле экономической концентрации.
- Следующие поправки - по монопольно высоким ценам?
- Да. Мы уже уточнили это понятие в рамках Второго антимонопольного пакета. Но для того чтобы исключить дополнительные риски, связанные с субъективной оценкой цены в качестве монопольно высокой или монопольно низкой, готовы ввести и дополнительные критерии оценки этой цены. В частности не признавать монопольно высокую цену товара, которая не превышает цену, установленную на бирже, на биржевых торгах. Тем самым мы должны стимулировать не только продажу товаров на бирже, но и формировать биржевые индикаторы для этой продукции. Естественно, речь не идет о тех случаях, когда биржа осуществляет торги с нарушением установленных правил. Такие правила должны найти свое закрепление в антимонопольном законодательстве.
В качестве критериев определения монопольно высокой цены должны стать и мировые индикаторы, в частности мировые цены на определенные продукты, в том числе и сырьевые товары. Существенное расхождение в этих вопросах может служить для нас сигналом.
Следующий блок вопросов касается существенных изменений в антиконкурентных соглашениях. Я уже говорил об исключении уголовной ответственности, но мы делаем и другие новации, которые сделают более понятным применение антимонопольного законодательства к антиконкурентным соглашениям. В частности, ФАС существенно сокращает безусловные запреты, которые связаны с антиконкурентными соглашениями. Они применяются только для горизонтальных картелей между конкурирующими хозяйствующими субъектами. Так, нельзя договариваться о вопросах, которые связаны с установлением цены. Это безусловный для многих стран запрет. Нельзя договариваться о повышении, снижении или поддержании цен на торгах, нельзя договариваться о разделе товарного рынка по территориальному принципу, сокращении или прекращении производства товара или отказе от заключения договора с определенными продавцами либо покупателями. За указанные соглашения, а также за такую форму картеля, как бойкот определенных покупателей, последует уголовная ответственность. Все эти безусловные запреты, которые должны как аксиома быть известны каждому предпринимателю, ни в коем случае не должны нарушаться. А что касается всех остальных запретов, то они переводятся в категорию условных запретов и будут преследоваться лишь при наличии ограничения конкуренции. Если какие-то действия или соглашения приводят к ограничению конкуренции, то необходимы дополнительные доказательства со стороны антимонопольных органов.
- Практика уведомлений будет меняться?
- Это уведомления, которые направляют финансовые организации. Они заключают соглашения между собой или с органами власти, как государственными, так и муниципальными. Все это делается для того, чтобы исключить возможность как картельного сговора, так и возможности иного антиконкурентного соглашения. Мы считаем, что такой постоянный контроль излишен, и готовы от него отказаться. Но только не в случае, когда финансовые организации попытаются подписать соглашения, ограничивающие конкуренцию.
В антимонопольный закон также вводится новый институт предостережения. Антимонопольный орган может официально обратиться к компании, которая совершает действия, способные привести к нарушению антимонопольного законодательства. На наш взгляд, это достаточно эффективная мера, которая позволит предупредительно сработать. Мы видим, как на сегодняшний день многие компании, выстраивая свое поведение на рынке, анализируют последствия принимаемых ими решений, в том числе по установлению цен, одностороннему поведению, заключению соглашений. Конечно, в этой связи немаловажное значение имеют высокие штрафы.
- Какова вилка?
- Вилка сегодняшних штрафов составляет от процента до 15 от годового оборота компании. Разбег сумасшедший, фактически в 15 раз можно увеличить или снизить размер административного штрафа. На наш взгляд, должны быть критерии, которые четко позволяли бы антимонопольному органу остановиться на конкретной сумме. Должны быть выявлены отягчающие или смягчающие обстоятельства, и каждой компании станет понятно, какой штраф в тех или иных условиях ее ожидает. Конечно, кодекс административных правонарушений содержит свой набор отягчающих и смягчающих обстоятельств, но, к сожалению, для антимонопольного законодательства они не всегда подходят. Кроме того, мы планируем ужесточить процессуальные аспекты рассмотрения дел. Мы хотим большей процессуальной определенности тех действий, которые принимаются антимонопольными органами при рассмотрении дел. И глава 9-я нашего закона, который регламентирует процедуры производства, возбуждения, рассмотрения дел, тоже подвергнется определенной корректировке.
- С кем обсуждаются поправки в законодательстве и насколько активно вовлечены в этот процесс участники рынка?
- Мы разослали проект всем федеральным органам исполнительной власти, которые заинтересованы в обсуждении этих поправок, активную работу проводим с министерством экономического развития по согласованию этих проектов. Законопроекты мы активно обсуждаем и с бизнес-сообществом. Так, недавно прошло обсуждение поправок в РСПП, были высказаны существенные замечания к проектам. Мы обсуждаем наши предложения с профессиональными юридическими сообществами. Юристы крупнейших компаний высказывают свои критические замечания. Стараемся привлекать максимально большое количество заинтересованных лиц.
- Когда можно ожидать конкретных решений законодателей?
- Скорее всего осенью.
- Будет ли четвертый антимонопольный пакет?
- Надеемся, что не понадобится. Недаром сейчас ведем такую скрупулезную работу. Думаю, в дальнейшем речь будет идти о необходимости корректировок, точечных изменениях.