Завершились публичные слушания по исполнениям бюджетов регионов и их столиц, которые позволяют оценить бюджетную обеспеченность городов и перспективы их развития за счет собственных бюджетных средств. В рейтинге бюджетной обеспеченности и расходов на душу населения 15 крупнейших городов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) на первом месте Красноярск - 23,2 тыс. руб. на душу населения. Далее идут Пермь (20,3 тыс.), Новосибирск и Ростов-на-Дону (19,9 тыс.), Краснодар (19,1 тыс.), Екатеринбург (18,7 тыс.), Казань (16,5 тыс.), Челябинск (16,1 тыс.), Нижний Новгород (15,8 тыс.), Уфа (14,1 тыс.), Саратов (13,4 тыс.), Воронеж (13,1 тыс.), Волгоград и Омск (12,7 тыс.), Самара (11,8 тыс.). В реальном исчислении с учетом инфляции доходы и расходы бюджетов всех городов снизились.
Во всех этих городах наибольшую долю в собственные доходы местного бюджета вносит НДФЛ. И тут имеется огромный резерв роста местных бюджетов городов за счет введения прогрессивной шкалы на этот налог.
В целом бюджетное обеспечение городов было и остается крайне низким начиная с 2001 года. И таковым запланировано на 2010- 2011 гг. Речь идет о крайне низком налоговом обеспечении крупных городов России в долях налогов, собираемых с их территорий. Городским округам оставляют доли в пределах 19-25%, что совершенно недостаточно даже для поддержания в нормальном состоянии их инфраструктуры, для финансирования систем воспитания, образования, здравоохранения, культуры, социальной политики. И, соответственно, продолжается деградация их инфраструктур, человеческого капитала и снижается инвестиционная привлекательность.
В то же время все крупные города во всех субъектах РФ являются налоговыми, экономическими, кадровыми, образовательными и культурными донорами субъектов РФ. Например, за 2009 год налогоплательщиками c территории Воронежа перечислено во все уровни бюджетной системы налогов
28 306 млн рублей, в том числе в ФБ - 8410 млн руб. (29,7% от общей суммы), в областной бюджет - 13 714 млн руб. (48,5%), в бюджет Воронежа - всего лишь 6182 млн руб. (21,8 %). Близкая ситуация и в других городах РФ.Власти регионов имеют право передачи налогов или части их городским округам, но уже как 10 лет не спешат делать это после обвального снижения доли городов в налогах с их территорий. Бюджетная необеспеченность крупнейших городов РФ - уже застаревшая проблема национальной безопасности и развития России в целом.