В России будет создан институт консолидации налогоплательщиков

Система противодействия трансфертному ценообразованию будет усовершенствована. Депутаты Госдумы готовят к рассмотрению законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков, внесенный правительством РФ. Этот документ будет рассматриваться вместе с законопроектом о трансфертном ценообразовании, который уже одобрен в первом чтении. Второе чтение обоих законопроектов перенесено на осень: в ходе работы над ними у депутатов возникло слишком много вопросов. Как рассказал Александр Беличко, замдиректора департамента аудита и налогового консультирования "МЦФЭР-консалтинг", потребность в схемах трансфертного ценообразования возникла ввиду того, что некоторые предприятия в холдингах убыточны, а другие, наоборот, сверхприбыльны. И чтобы перераспределить эти доходы и задолженности, предприятия создавали "центры прибыли". Законопроект о консолидации налогоплательщиков при условии, что сумма налоговых отчислений превышает 15 млрд руб., суммарная выручка - 100 млрд руб., активы - 1 трлн руб. и доля участия основной компании в активах "дочек" - 90%, позволяет выбрать одного налогоплательщика в холдинге, который будет платить за все предприятия внутри холдинга.

"Из плюсов нововведения - исчезнет потребность в использовании схем "трансфертного ценообразования", что гораздо ускорит и упростит финансовые потоки внутри холдингов, - отметил Александр Беличко. - Во-вторых, налоговое администрирование станет удобнее - меньше налогоплательщиков. В-третьих, будет более пропорциональным распределение налогов по бюджетам субъектов РФ. По численности сотрудников, стоимости основных средств на предприятии, находящихся в конкретном субъекте РФ".

Из минусов эксперт назвал завышенные критерии для холдингов, которые могут участвовать в этой программе. Помимо этого любое нововведение требует затрат как временных, так и финансовых, затраты на обновление программного обеспечения, обучение сотрудников, как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков.

Павел Ларин, старший юрист юридической компании "Налоговик", считает, что к недостаткам также можно отнести процедуру проведения проверки. "В законе и в пояснительной записке указано, что для избежания повторных проверок по налогу на прибыль проверка будет проводиться по всей консолидированной группе одновременно, - говорит он. - Однако непонятно, какой именно территориальный налоговый орган будет проводить выездную проверку. Ведь члены группы могут находиться в юрисдикции различных налоговых органов. Нужно будет либо обеспечивать доступ служащих существующего налогового органа на территорию нескольких налогоплательщиков сразу, либо создавать отдельный налоговый орган для проведения контрольных мероприятий в консолидированных группах. Не решен на настоящий момент вопрос подчиненности чиновников при таких проверках. Структура ФНС пока не готова к контролю консолидированных групп".

Кроме того, по мнению Павла Ларина, не выдерживают критики требования закона к членам консолидированных групп. "Учитывая существующие рамки в 1 трлн рублей совокупного капитала, 100 млрд рублей выручки и другие ограничения, ожидается объединение не столь внушительного круга субъектов, - отметил эксперт. - В первую очередь это касается сырьевой отрасли, где распространено трансфертное ценообразование. Особенно примечательно это стало в последнее время, когда М. Ходорковскому вменяется трансфертное ценообразование (борьба с чем является целью закона) на нефть как способ хищения. На самом деле это является уклонением от уплаты налогов, с чем и призваны бороться изменения в Налоговый кодекс".

В настоящий момент, по словам Павла Ларина, закон в целом не создает огромных преференций для участников консолидированных групп. "Учитывая то, что он не позволяет налогоплательщику в прежней мере ловко оперировать ценами и прибылью на свою продукцию, финансовому ведомству потребуются дополнительные стимулирующие меры для вовлечения крупнейших представителей отраслей в консолидированные группы", - считает эксперт.