ФСФР предлагает разработать новый механизм учета убытков НПФ

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) провела проверку деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в части соблюдения ими прав клиентов во время кризиса. Оказалось, из проверенных 161 негосударственного пенсионного фонда две трети в период кризиса понесли убытки. Причем некоторые из них решили расписать эти убытки по счетам клиентов, сократив тем самым объем обязательств перед будущими пенсионерами.

По словам руководителя ФСФР Владимира Миловидова, убытки при инвестировании пенсионных резервов по итогам 2008 года получили 109 НПФ. Общий объем этих убытков составил 53 млрд руб. Причем семь фондов пошли на снижение своих обязательств перед клиентами и разнесли убытки по их счетам. Всего обязательства по договорам негосударственного пенсионного обеспечения были уменьшены на 750 млн руб.

От инвестирования пенсионных накоплений убыток по итогам 2008 года получили 89 НПФ из 103 фондов, привлекающих средства граждан в рамках обязательного пенсионного страхования. Совокупные потери этих НПФ составили 9 млрд руб. , при этом на уменьшение обязательств перед клиентами пошли 28 НПФ.

ФСФР вынесло решение устранить нарушения путем возмещения убытков клиентам, восстановив уменьшенные обязательства. В скором времени появятся соответствующие требования ФСФР к НПФ.

Причина нарушений кроется в несовершенстве российского пенсионного законодательства, которое не дает прямых указаний по поводу того, как именно фонды должны учитывать убытки. ФСФР намерена подготовить предложения по изменениям в правила бухучета НПФ. Вопрос доходности не должен быть "единственной несгибаемой деталью", вокруг которой строится вся конструкция: дисбаланс активов и обязательств возможен, главное, чтобы картина была прозрачна, полагает глава ФСФР. Владимир Миловидов вышел с предложением к НПФ объединить усилия и разработать единый механизм учета убытков. Также в ФСФР предлагают сочетать два варианта - фиксацию отрицательной доходности в бухгалтерской отчетности и создание страхового резервного фонда.

Между тем участники рынка также испытывают неудобства в силу ограничений действующего законодательства. Так, президент управляющей компании IMAC Олег Папахин считает, что в 2008 году в результате кризиса произошло резкое обесценивание ценных бумаг, находящихся в инвестиционных портфелях, переданных НПФ в доверительное управление управляющим компаниям. Часть из эмитентов указанных ценных бумаг в настоящий момент находится в преддефолтном или дефолтном состоянии. Таким образом, преимущественную долю в инвестиционных портфелях НПФ составляют проблемные ценные бумаги. В свою очередь фонды не могут изъять такие активы из доверительного управления без передачи в управление другой компании. А иные УК не готовы принимать "плохие активы" в управление, считает он.

Председатель совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов уверен, что проблема в том, что изменения должны касаться не только НПФ, но и ПФР, который не подпадает под регулирование ФСФР и спокойно передает в фонды средства с отрицательным результатом инвестирования. Такой случай действительно был - по итогам 2008 г. граждане, переходящие из ПФР в НПФ, зафиксировали убыток в 0,46%.