Старший советник юстиции Татьяна Сергеева возглавила следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тульской области в марте этого года.
Это первый случай в регионе, когда областное управление правоохранительных органов возглавила женщина, потому внимание к ней особое.
Свое первое интервью Татьяна Сергеева дала "Российской газете".
Российская газета: Татьяна Андреевна, в прошлом году в Тульской области было возбуждено много коррупционных дел в отношении руководителей крупнейших муниципальных образований области. Но в результате двоих оправдали, другие заплатили штрафы. Многие туляки посчитали, что чиновники отделались легким испугом, хотя, конечно, провести почти год в условиях лишения свободы - не сахар. Но пошли разговоры о слабости следствия. Как оцениваете такую ситуацию?
Татьяна Сергеева: Я не хочу сказать, что следствие проявило слабость. Конечно, есть недоработки, возможно, сказалось отсутствие должного опыта в расследовании особой категории уголовных дел. Есть и объективные причины - пробелы в законодательстве.
К тому же были главы администраций, которые признали свою вину, раскаялись. Дела в отношении этих чиновников рассматривались в особом порядке. По одному из руководителей Новомосковска вообще была применена такая норма, как сделка с правосудием (такого рода досудебное соглашение о сотрудничестве позволяет виновному получить половину от максимального срока, положенного за данное преступление, - авт.) - наверное, одна из первых в России. Поэтому наказание в виде штрафа либо лишения свободы условно нельзя рассматривать как слабость следствия - законодательство позволяет идти навстречу подсудимым, при определенных условиях - применять меры наказания, не связанные с лишением свободы.
Кроме того, один оправдательный приговор вынес суд присяжных. Я не хочу критиковать этот институт, но каждый человек должен быть профессионалом в своем деле. Тем более что речь идет о коррупционных процессах с их спецификой.
РГ: Проблема - именно в данной категории преступлений?
Сергеева: Рассмотрение коррупционных дел судом присяжных имеет свои особенности, связанные с человеческим восприятием. К тому же у людей уже сложился определенный взгляд на мздоимство - порой они воспринимают его как норму жизни. И для того чтобы они давали в суде - да и в повседневной жизни - правильную оценку коррупционным проявлениям, нужно менять это восприятие - со школы, с детского сада. А когда взятка воспринимается как норма, то, естественно, так и судится. Вы посмотрите, сколько уголовных дел возбуждается по взяткам преподавателям высших учебных заведений. А ведь их дают молодые люди, которые привыкают так жить, воспринимают эти жизненные реалии как нечто само собой разумеющееся: дали деньги - получили зачет, сдали экзамен или защитили курсовую работу.
РГ: В Туле недавно были возбуждены громкие дела, связанные с преступлениями против собственности. Впечатление такое, что в городе оружейников с муниципальным имуществом чиновники обращались весьма вольно. Хочется узнать вашу позицию: насколько твердо вы собираетесь довести их до конца?
Сергеева: Намерения самые серьезные. Я сторонник того, что если возбуждено уголовное дело, то оно должно быть направлено в суд и обязательно должен быть обвинительный приговор. То, что творилось в Туле с муниципальным имуществом, не поддается, конечно, никакой критике ("РГ" рассказывала об этом в публикациях "Большая распродажа" от 24 ноября 2009 г. и "Авторитет оптом и в розницу" от 26 апреля 2010 - ред.) Считаю, что будет справедливым вернуть то, что "непосильным трудом" нажито экс-главой администрации Тулы Уколовым и его командой в муниципальную собственность.
РГ: Дело по деятельности главы администрации Тулы возбуждено несколько месяцев назад, но обвинение до сих пор не предъявлено. Говорят, что оно спускается на тормозах…
Сергеева: Нет, оно расследуется. Сейчас по делу назначены экспертизы, они проводятся, параллельно допрашиваются люди, выполняются иные следственные действия. Как только эта работа будет выполнена, выйдем на финишную прямую. Надеяться на то, что Уколов выйдет на площадь, ударит себя кулаком в грудь и скажет: я виноват, простите! - вряд ли стоит. Но проданные им предприятия - жизнеобеспечивающие для областного центра. Так что доведем начатое до конца.
РГ: Дороги в Тульской области оставляют желать лучшего. Их постоянно ремонтируют, но по весне асфальт сходит вместе со снегом. В то же время одно уголовное дело, связанное с нарушениями при реконструкции трасс, было закрыто за сроком давности, второе - в связи изменениями в законе. Есть примеры нарушений на автодороге Лапотково - Ефремов, соединяющей федеральные трассы "Дон" и "Крым" - уголовное дело длится уже далеко не один год…
Сергеева: Действительно, это "долгоиграющее дело". Надеюсь, что в этом году мы завершим расследование. По крайней мере сейчас составляется постановление о привлечении обвиняемого.
"Дорожные" дела требуют очень объемных и затратных экспертиз: например, по делу о дороге Лапотково - Ефремов на подобного рода работу ушло около года. Большая проблема - отсутствие экспертных учреждений, длительные сроки производства. Да и специфика своя: после того как трасса эксплуатировалась, провести исследования достаточно сложно. Щебень превращается в труху, и какой он был изначально - на нижнем пределе ГОСТа или на высшем, - уже трудно установить.
Но здесь надо вести речь не только о "криминальных талантах" строителей, но и о контролирующих органах. Именно им надо бы проводить, к примеру, экспертные исследования в процессе строительства: соответствует нормам щебень или нет, откуда завезен песок, правильно ли сделали "подушку"... Расследования показывают, что надлежащий контроль соответствующими органами не осуществляется. Характерно в этом отношении дело Старостина - сотрудника ГИБДД, который входил в состав комиссии по приемке дороги Лапотково - Ефремов. Подписывал документы, фактически не проверяя качество.
РГ: Может быть, это ключевой момент - предъявлять претензии именно к контролирующим организациям?
Сергеева: Думаю, надо спрашивать с контролирующих органов, почему дороги не того качества. Кроме того, строители не несут ни финансовую, ни дисциплинарную ответственность за результат. Когда экономически будет не выгодно строить плохие дороги - будут строить хорошие, потому что подрядчик станет осознавать, что с него спросят за качество работы по полной программе.
РГ: Какие специфические сложности возникают в ходе расследований экономических преступлений?
Сергеева: В данной сфере необходимо постоянно совершенствоваться, читать специальную литературу, интересоваться новшествами. У преступников в "белых воротничках" весьма высок интеллектуальный уровень. Поэтому для борьбы с ними нужна соответствующая степень подготовки. Надо всегда быть на шаг впереди.