Слабый сервис мешает организованному отдыху в Черноземье

По оценкам экспертов, внутренний туризм в России становится все более популярным.

Однако мест, где можно полноценно и с удовольствием отдохнуть, не так уж и много. В Центральном округе существует, пожалуй, лишь один раскрученный туристический бренд - "Золотое кольцо". А, скажем, в Черноземье, где есть немало своих жемчужин, отдыхать едут неохотно.

Перспективных планов по созданию "территорий рекреационной привлекательности" немало. Но что могут предложить отдыхающим в регионах Черноземья уже сегодня? Ответ на этот вопрос искали корреспонденты "РГ".

Белгородская область

Еще несколько лет назад белгородские власти выступили с концепцией сельского туризма, позаимствовав идею создания сети усадеб с соответствующей инфраструктурой у соседней Украины. При этом планировалось дать дополнительный импульс малому бизнесу и развитию ремесел: сувениры от местных кустарей куда привлекательнее китайских магнитов. С тех пор почти в каждом районе области появились усадьбы, где за относительно скромную сумму урбанизированным гражданам предлагают насладиться сельской пасторалью, включающей отдых на природе, поход по грибы, русскую баню, крепкий сон на печке или сеновале, домашнюю кухню и возможность сфотографироваться с хозяйской буренкой.

Наиболее активным проводником развития белгородского туризма выступает областной фонд, который помогает селянам с получением льготных кредитов, предоставляет юридические консультации, разъясняет, как сертифицировать усадьбу. Впрочем, массового наплыва отдыхающих в белгородские села пока не наблюдается, в чем неохотно признаются хозяева усадеб. Основная проблема, по их мнению, связана с продвижением туристических услуг.

Им вторят и сами отдыхающие.

- Перед июньскими праздниками мы с друзьями решили опробовать на себе сельский туризм, - рассказывает белгородский студент Виктор Белых. - Позвонили в турфирму, которая выступает в роли посредника - нам предложили отдых за тысячу рублей в сутки, словно мы собрались в пятизвездочный отель в Турцию. Стали "шерстить" Интернет. Нашли много отчетов белгородских чиновников, всякие концепции и программы - и ни одного адреса или телефона сельской усадьбы. Наконец, чуть ли не случайно наткнулись на каталог усадеб. Пытались дозвониться до сотрудников, но это уже был вечер пятницы - никто не отвечал. В итоге плюнули и уехали отдыхать в соседнюю Харьковскую область - у них с пиаром в Интернете все в порядке.

Уровень сервиса в белгородских усадьбах пока оставляет желать лучшего. Не случайно, например, на сайте сельского туризма, созданного администрацией Грайворонского района, информацию об усадьбах иллюстрируют фотографии не спальных номеров, санузлов и обустроенных территорий, а домашних животных и розовощеких хозяев в кокошниках - как символ близости к природе и народным традициям.

- В воскресенье мы с друзьями решили посмотреть знаменитое Круглое здание в Грайворонском районе, - рассказывает жительница областного центра Александра Буревич. - Сначала нам предложили "погулять пару часов", потому что в музее проходила музыкальная гостиная. Места вокруг красивые, так что мы предложение приняли. Но, когда в пять часов дня мы подошли к музею, его смотрительница сообщила нам, что на осмотр у нас есть считаные минуты, хотя по расписанию Круглое здание работает до шести вечера. Когда поинтересовалась этим несоответствием, от меня просто отмахнулись: "Ну кто в деревне работает по расписанию!"

Сам Белгород туристическим городом назвать трудно: поскольку в годы войны он был почти полностью разрушен, сегодня местные достопримечательности можно осмотреть за два-три часа. Ситуация усугубляется и отсутствием конкуренции между гостиницами. В Белгороде стоимость стандартного двухместного номера в трехзвездочной гостинице за пределами городского центра - 2200-2500 рублей - сопоставима с парижскими ценами.

Почти все туристические маршруты по области, предлагаемые немногочисленными турфирмами, являются однодневными и рассчитаны на организованные группы. Поездка на Борисовскую фабрику керамики с мастер-классом по гончарному мастерству, посещение музеев поэта-декабриста Николая Раевского и основоположника сценического реализма Михаила Щепкина, любование красотами заповедника "Лес на Ворскле" - все это ориентировано преимущественно на школьные группы из 30-40 человек. Если такой группы не набирается, единственный выход - добираться до достопримечательностей на своем транспорте: турфирме невыгодно арендовать автобус и нанимать экскурсовода.

Воронежская область

Описания туристических ресурсов края более-менее доступны (по крайней мере для пользователей Рунета), а вот воспользоваться ими непросто.

Пара звонков в турфирмы - и вы понимаете, что организованно осмотреть достопримечательности вне Воронежа можно лишь в составе большой группы (например, школьников или членов заводского профсоюза). Взгляд на карту, обзвон вокзалов и районных гостиниц - выясняется, что самим ехать долго, расписание автобусов неудобное, проживание недешевое. Графики работы близлежащих объектов - особенно важные для тех, кто надумал окунуться в воронежскую культуру на выходных или в праздник, - будто засекречены.

На портале облправительства раздел "Объекты культурного наследия" скромен: два заповедника ("Дивногорье" с его меловыми останцами и пещерными церквями и "Костенки", где найдены стоянки времен палеолита) и четыре музея - краеведческий, литературный, Острогожский художественный и Музей театральной куклы. Указаны в лучшем случае адреса. На английском языке и вовсе сложно найти что-либо внятное. Хотя иностранные студенты местных вузов рады изучить "регион пребывания".

- Организацией экскурсий занимается около половины из 300 воронежских турфирм, но, как правило, непрофессионально, - пояснила председатель комитета по развитию туриндустрии ТПП области Антонина Марышева. - Советская система подготовки экскурсоводов полностью разрушена. Высококлассных фирм - не более 10.

Нишу заполняют энтузиасты - снимают микроавтобус у частников, набирают группы через Интернет, там же черпают материал для "экскурсий"…

С перспективным спортивно-оздоровительным туризмом (рафтинг, байдарочные походы) связано около шести местных организаций. И уж совсем немногие специализируются на детском игровом отдыхе.

- В свое время я возила сюда ребят с Ямала, из Карелии и Сургута: на Черном море "северные" дети болеют, а тут климат благоприятный. Даже из Ростова были школьники - у них летом слишком жарко. Вагонами прибывали, визжали от восторга при виде лисички или совы! А теперь это направление забыто, - констатировала Марышева. - Что до турбаз, то от 150 советских осталось 10.

В Воронеже базируется одна из немногих в стране организаций, устраивающих международные волонтерские лагеря. Но ее потенциал задействован слабо. В развитых странах подобные проекты - связанные, например, с восстановлением объектов культурного наследия - спонсируют государственные и некоммерческие фонды. У нас с этим туговато. А приложить дешевую рабсилу есть куда. Скажем, под Воронежем находится уникальная для юга России деревянная церковь. В ужасном состоянии.

Город утратил 90 процентов старинных зданий в годы войны. Экскурсионные объекты вроде Графского биосферного заповедника, замка принцессы Ольденбургской в Рамони или знаменитого конезавода в Хреновом подкосило постперестроечное безденежье. Активно развивается, пожалуй, лишь Дивногорье - где проводятся разнообразные фестивали и акции актуального искусства, работают частные гостиницы. Так или иначе, в недавно принятых стратегиях развития региона и Воронежа внутреннему туризму уделена значительная роль.

Прежде за отрасль отвечало областное управление культуры - без особого рвения: инфраструктуры нет, какой туризм? В марте эти полномочия были переданы департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Руководитель направления назначен, правда, лишь в июне. Рабочая группа формирует концепцию программы развития туризма. По мнению участников рынка, стоит оказать господдержку инвесторам, сняв с них обременения (прокладку инженерных сетей и дорог). Тогда бизнес сэкономит до половины стоимости проектов и их реализация ускорится. Инвесторы - с поправкой на кризис - проявляют заинтересованность: заезжих партнеров то разместить негде, то развлечь нечем.

Из 150 турбаз, действоваших в Воронежской области в советское время, осталось всего десять

- Хотим помочь коллекционерам открыть частные музеи - русской охоты, живописи, спорта, - поделилась планами Антонина Марышева. - Пора запускать межрегиональные туры (липчане готовы помочь) и маршруты выходного дня, развивать тему "Воронеж - колыбель русского флота". У нас есть что посмотреть! В Рамонском районе - музей поэта Веневитинова, в Семилукском - курганы и дворянские усадьбы. Природный заповедник в Каменной степи, монастырь в Костомарово… Любопытными могут быть экскурсии на Хреновской конезавод, но там - вероятно, в силу экономических трудностей - не совсем радушно принимают "дешевые" группы.

Липецкая область

В Липецкой области немало мест, интересных не только российскому, но и иностранному туристу. Чего только стоят Елец с его многовековой историей - город Ивана Бунина, Михаила Пришвина, Тихона Хренникова да и Задонск с его монастырями, благодаря которым город окрестили "Русским Иерусалимом", живописными берегами Дона и самым маленьким заповедником в мире - Галичьей горой.

Но туризм как направление бизнеса до недавнего времени в области не развивался. Когда в 2006 году стали появляться особые экономические зоны, было принято решение создать ОЭЗ туристско-рекреационного типа на региональном уровне. На сегодняшний день в регионе действуют две такие зоны - "Елец" и "Задонщина". Статус их резидентов дает инвесторам различные преференции, прежде всего налоговые. И, как отмечают в компании, осуществляющей управление особыми экономическими зонами Липецкой области, это приносит результат.

В качестве примера приводят базу отдыха в Задонском районе. Здесь традиционно отдыхали не только липчане, но и жители других регионов. Один из резидентов занялся реконструкцией и развитием базы отдыха и за счет сэкономленных на налоговых платежах средств значительно увеличил объемы строительства. В прошлом году инвестором освоено 25 миллионов рублей, пока создано 10 рабочих мест. Региональные власти построили дорогу к базе и помогли подвести газ.

Другой интересный проект - восстановление усадьбы героя Отечественной войны 1812 года - генерала Муравьева-Карского в селе Скорняково Задонского района. Проект предполагает 200 миллионов рублей инвестиций, причем рассчитан он в первую очередь не на извлечение прибыли, а на реставрацию усадьбы. Также инвестор своими силами планирует восстановить церковь рядом с усадьбой.

Кстати, по количеству инвесторов "Задонщина" заметно опережает "Елец" - девять против двух. И это несмотря на то, что ельчане первыми получили статус туристско-рекреационной зоны. Возможная причина этого в том, что "Задонщина", которую называют "Русской Швейцарией", охватывает едва ли не весь район, в то время как турзона "Елец" формируется лишь в рамках райцентра. Сказывается и то, что основные инвестиционные проекты захватывают центральную часть города, где одно из условий - сохранение исторического облика Ельца.

В Ельце официально пока зарегистрированы два резидента - федеральный агент, решивший взять в аренду гостиницу, и компания, занявшаяся реконструкцией одного из старейших парков города. Еще один потенциальный инвестор предложил проект строительства гостиницы, которая по своему архитектурному решению должна вписаться в исторический облик города. Изначально ожидалось, что за счет инвесторов в Ельце будет построен автовокзал (существующие ныне автостанции - в неудовлетворительном состоянии), а также комплексы дорожного сервиса на трассе М-4. Но желающих реализовать эти проекты до сих пор не нашлось.

Орловская область

Орловские специалисты выделили маршруты, которые, на их взгляд, являются наиболее привлекательными для иногороднего туриста. В качестве основных критериев рассматривалась развитость инфраструктуры, в том числе состояние дорог и гостиниц. Лучше других данным требованиям сейчас отвечает всего три маршрута.

Лидером в негласном рейтинге стал национальный парк "Орловское полесье". Он был создан на территории Хотынецкого и Знаменского районов в 1994 году. Его флора и фауна поистине уникальны. Например, в парке водится свыше 200 видов животных, от таежных видов до "степных жителей". Своеобразной визитной карточкой заповедника считаются зубры. Их завезли из Белоруссии в 1990-е годы.

В парке есть на что посмотреть и где отдохнуть. Пожалуй, только тут туристу предложат гостиницу европейского уровня и массу разнообразных развлечений. Достаточно сказать, что общая протяженность маршрутов, проложенных по парку, составляет почти 100 километров. Отдыхающим покажут и животных, живущих в открытых вольерах, и старинное городище, и тургеневские места, где знаменитый писатель любил побродить с ружьем.

Не менее перспективным представляется маршрут из Орла в Спасское-Лутовиново - родовую усадьбу Ивана Тургенева. Современная экспозиция была открыта в 1970-е годы. Подсчитано, что в год музей посещает свыше 100 тысяч человек, а в будущем поток может увеличиться. Однако для этого необходимо обновить и расширить инфраструктуру. Например, давно уже в планах стоит строительство гостиницы в непосредственной близости от музея, а также в райцентре Мценск. Не хватает автостоянок с кафе, туалетами и сувенирными киосками.

Схожие проблемы испытывает и древнерусский городок Болхов, в который пролегает третий из перспективных маршрутов. Он расположен на территории древнего сарматского поселения. Знаменит город обилием храмов. Когда-то Болхов играл важную роль в судьбе страны - долгое время был пограничной крепостью, в XVII веке стал одним из центров народного восстания против московского правительства. Его стены укреплял сам Иван Грозный. Бывали тут и Лжедмитрий II, и Петр I.

Болхов уникален тем, что современных зданий в нем почти нет. Большая часть городской застройки относится к XIX веку. Даже местная гостиница, открытая несколько лет назад, расположена в старинном купеческом особняке - часть ее помещений воссоздает атмосферу и быт провинциального купеческого города. Впрочем, гостиниц Болхову не хватает так же, как дорог хорошего качества, кафе и тех же киосков. Все это власти обещают учесть при утверждении новой программы развития туризма в регионе.