Аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК составили своеобразный рейтинг доступности товаров для населения. Для этого была проведена оценка того, сколько товара можно было купить на одну среднемесячную зарплату в 2009 году по сравнению с 1990-м. (Средняя зарплата в 1990 году составляла 303 рубля, в 2009 году - 18 785 рублей.)
По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, безусловным лидером в списке доступных товаров является водка - она стала доступнее в 5,3 раза. Второе место занял коньяк, доступность которого возросла в 2,7 раза. Относительно более дешевыми, а значит, доступными, согласно рейтингу ФБК, в последние двадцать лет стали также шампанское, лук репчатый, яйца, мясо птицы, яблоки и т.д.
Однако ряд товаров по сравнению с советскими временами стал для потребителя относительно более дорогим. В частности, пиво, сыр, говядина, свинина и т.д. Причем речь идет именно о ценовой доступности. Мясо действительно стало относительно менее доступно, но только по цене, потому что в 1990 году его во многих регионах страны вообще было очень сложно купить.
На последних местах в рейтинге - рыба. Если в 1990 году на одну зарплату можно было купить 606 кг рыбы мороженой, то в 2009 году - 238,8 кг.
"Представленные данные, пусть и по ограниченному перечню товаров, опровергают расхожее мнение о том, что товаров стало больше, но их невозможно купить", - резюмировал Николаев. По его словам, ценовая доступность не менее половины товаров стала выше. "Несмотря на огромные издержки для населения, становление рыночной экономики в России тем не менее имеет и вполне явные выгоды, иллюстрируемые приводимыми цифрами", - заключил эксперт.