06.07.2010 06:50
    Поделиться

    Сергей Васильев: Эксперимент Росреестра позволил укоротить очереди и отвадить спекулянтов-посредников

    Эксперимент Росреестра позволил укоротить очереди и отвадить спекулянтов-посредников

    Прошел год с момента запуска эксперимента по передаче функций территориальных управлений Роснедвижимости кадастровым палатам. Напомним, что прошлой весной началась масштабная реформа по созданию единой системы государственного кадастрового учета, регистрации прав на недвижимое имущество и формированию базовых пространственных данных. Три службы - Росрегистрация, Роснедвижимость и Роскартография - были объединены в одно ведомство, которое получило название Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Результаты эксперимента, проведенного Росреестром, а также дальнейшие планы ведомства по повышению качества и доступности государственных услуг, мы обсудили с руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - главным государственным регистратором РФ Сергеем Васильевым.

    - Сергей Васильевич, что показали результаты эксперимента?

    - В целом результаты эксперимента могут быть признаны положительными. Во всех субъектах РФ, где он проводился, наблюдается сокращение сроков выполнения кадастровых процедур.

    Одним из главных достижений эксперимента можно признать формирование одного центра ответственности. После того как ФГУ "Земельная кадастровая палата" стала самостоятельно осуществлять государственный кадастровый учет недвижимого имущества, она явилась и единственным лицом, ответственным за результат. Теперь все претензии со стороны заявителей, третьих лиц в судебном порядке предъявляются ФГУ "ЗКП".

    Также нельзя не упомянуть финансовую сторону эксперимента.

    В ситуации ограниченного финансирования Росреестр не может позволить себе увеличение численности госслужащих для улучшения качества оказываемых госуслуг, как того требует ситуация. Наделение ФГУ "ЗКП" полномочиями органа кадастрового учета позволило высвободить людей для выполнения иных функций. А это, как мы с вами понимаем, привело к улучшению качества оказываемых услуг за счет перераспределения человеческих ресурсов.

    - Какие проблемы были выявлены при его проведении?

    - Главной заслугой территориальных органов Росреестра и Кадастровых палат, задействованных в эксперименте, являлось плавное наделение полномочиями органа кадастрового учета Кадастровых палат, за счет этого не было допущено сбоев в работе и все услуги при ведении государственного кадастра недвижимости и предоставлении сведений из него, несмотря на рост обращений заинтересованных лиц в летний период, оказывались в срок.

    Основные проблемы, которые были отмечены при реализации эксперимента, носят сугубо технический характер и были решены без привлечения дополнительного финансирования.

    - Какие меры будут предприняты по результатам эксперимента?

    - Поскольку эксперимент оценен положительно, было принято решение распространить опыт наделения полномочиями органа кадастрового учета ФГУ "ЗКП" на другие субъекты РФ. Весь процесс разбит на три этапа. В настоящее время проводится 1-й этап, в рамках которого полномочиями по кадастровому учету будут наделены кадастровые палаты в 22 субъектах РФ. На 1 июля 2010 г. запланировано начало 2-го этапа, в котором примут участие 36 субъектов РФ. Оставшиеся 19 кадастровых палат будут наделены соответствующими полномочиями в ходе 3-го этапа, который начнется с 15 сентября 2010 года. Таким образом, к декабрю 2010 г. Росреестр планирует завершить процесс наделения полномочиями органа кадастрового учета ФГУ "ЗКП".

    - Как в дальнейшем планируется проводить процедуру оформления недвижимости? Отразится ли это на сроках и стоимости работ по оформлению недвижимости?

    - Если лицу требуется только поставить недвижимость на кадастровый учет, он обращается в кадастровую палату, которая и осуществляет все процедуры, связанные с кадастровым учетом объекта недвижимости.

    Но, как правило, кадастровый учет требуется для регистрации прав на этот объект недвижимости. И тут следует упомянуть Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 1 марта 2010 года.

    Данный закон предоставил заявителям возможность подавать одновременно 2 заявления - на регистрацию прав и на кадастровый учет. Оба заявления могут быть поданы в территориальный орган Росреестра, который потом сам взаимодействует с кадастровой палатой для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет.

    Сроки и размер платы, в том числе государственной пошлины, установлены законодательно. Плата же за кадастровый учет в настоящее время не взимается.

    - Что сейчас делает Росреестр для повышения качества оказываемых в учетно-регистрационной сфере государственных услуг?

    - На текущий момент повышение качества и доступности государственных услуг является предметом самого пристального внимания как Минэкономразвития России, так и Росреестра. Поэтому проводится огромная работа в этой сфере.

    Как пример могу привести размещение на интернет-портале Росреестра опроса "Организация приема граждан". Он еженедельно анализируется с последующей проверкой. По результатам проверки принимаются различные, не всегда приятные для наших территориальных органов и кадастровых палат управленческие решения. Росреестр требует ежемесячный отчет от своих территориальных органов и подведомственных учреждений о ситуации в субъектах РФ с анализом качества оказываемых государственных услуг и мерах, проводимых по его улучшению.

    Одной из главных проблем, на которую жалуются заявители, являются очереди. Мы понимаем масштабность проблемы и пытаемся решать ее на местах различными способами. Так, некоторые территориальные органы решили бороться с очередями путем перераспределения сотрудников из обособленных подразделений с более низкой интенсивностью потока заявителей в проблемные отделы. Большое влияние на образование очередей оказывает казалось бы такой банальный фактор, как помещение, в котором расположен офис Росреестра. Как показывает практика, в просторных и хорошо оснащенных помещениях, где есть возможность организовать необходимое количество окон приема и выдачи документов, очередей нет. Во многих субъектах уже введены в эксплуатацию новые, просторные, оборудованные по последнему слову техники офисы. Это стало возможным благодаря плодотворному сотрудничеству Росреестра и органов местного самоуправления. Также Росреестром выделяется дополнительное финансирование на ремонт и оснащение уже имеющихся помещений.

    - Какие меры принимаются сегодня Росреестром для устранения посредников (спекулянтов) при предоставлении государственных услуг?

    - Важной для борьбы с посредничеством мерой является внедрение в практику работы территориальных органов Росреестра автоматизированной информационно-справочной системы взаимодействия с заявителями (АСВЗ).

    АСВЗ автоматически регулирует потоки заявителей в офисах приема и предоставляет руководству структурных подразделений и территориальных органов Росреестра оперативную статистическую информацию о текущей работе каждого специалиста приема, количестве обслуженных и ожидающих приема заявителей, времени обслуживания заявителей, исключая тем самым возможность отдельных сотрудников обслуживать лиц вне очереди.

    Кроме того, в рамках АСВЗ в 2010 году Росреестр планирует оснастить все офисы приема камерами видеонаблюдения с программным обеспечением, предусматривающим возможность трансляции. Уже сейчас на портале госуслуг Росреестра (www.portal.rosreestr.ru) можно в режиме реального времени посмотреть трансляцию с видео-камер в наших офисах в ряде регионов.

    Немаловажным вкладом в борьбу с посредниками является возможность предварительной записи на прием. Во многих территориальных органах Росреестра и кадастровых палат внедрена должность администратора зала, к числу полномочий которого относится в том числе координация ситуации в зале офиса приема и исключение возможности для деятельности посредников в нем.

    В рамках выявления и пресечения торговли очередями и создания "искусственных очередей", а также для пресечения деятельности посредников осуществляется активное взаимодействие с правоохранительными органами.

    В целом хотелось бы отметить, что сегодня приоритетным направлением дальнейшего развития Росреестра является совершенствование процедуры оказания государственных услуг с целью обеспечения их качества и доступности, недопущения нарушения прав граждан и организаций при оказании услуг в учетно-регистрационной сфере. Надеюсь, что прилагаемые Росреестром усилия в этой части будут способствовать росту доверия заявителей к органам системы Росреестра.

    Поделиться