Президентом Польши избран кандидат от правящей партии Гражданская платформа Бронислав Коморовский. 52,6 процента избирателей отдали за него свои голоса. 47,4 процента голосов набрал брат-близнец погибшего под Смоленском Леха Качиньского Ярослав.
В ночь с воскресенья на понедельник всем кандидатам на пост президента пришлось понервничать - результаты выборов менялись на глазах. Сразу после окончания голосования данные экзитполлов показывали минимальную разницу между конкурентами, но все же в пользу Бронислава Коморовского. А уже в полночь Государственная избирательная комиссия Польши обработала 50 проц. бюллетеней и отрапортовала, что в лидеры избирательной гонки выбился лидер оппозиционной партии "Закон и справедливость" Ярослав Качиньский с 50,41 процента голосов избирателей. Не зря спикер сейма на праздничном вечере со своими сторонниками заявил, что "с бутылкой шампанского придется подождать до завтра". Уже в два часа ночи в понедельник избирком обработал 95 процентов голосов и хозяином президентского дворца вновь был объявлен Бронислав Коморовский.
Вечером в воскресенье в штабах конкурентов праздновали окончание предвыборной гонки. Ярослав Качиньский признал свое поражение и поздравил соперника с победой. А сторонников призвал копить силы для парламентских выборов, которые пройдут в Польше уже через год.
На праздничном вечере Бронислава Коморовского собрались журналисты и сторонники партии "Гражданская платформа". Когда Коморовский в сопровождении премьер-министра Польши Дональда Туска спустился в зал, присутствующие аплодировали, скандировали: "Бронек! Бронек!" Новый президент в своем первом выступлении заявил, что выиграла польская демократия. Он призвал преодолеть все расколы в обществе и строить единую Польшу на основе национального согласия, а не конфликтов.
Итоги прошедшей кампании по просьбе "РГ" подвела официальный представитель избирательного штаба Бронислава Коморовского депутат польского сейма от партии Гражданская платформа Малгожата Кидава-Блонска:
- Это была необычная, очень трудная избирательная кампания. Она была очень короткой, к тому же началась на несколько месяцев раньше, чем должна была быть изначально. Не у всех партий были кандидаты. Так, наш кандидат принял участие в выборах, но вот кандидат левых Ежи Шмайдзинский погиб в авиакатастрофе под Смоленском, также погиб президент Лех Качиньский, и партиям пришлось заново определяться с лидерами. Помимо авиакатастрофы, в Польше дважды было наводнение, и все усилия были направлены на устранение последствий, помощь пострадавшим.
В результате нормальная избирательная кампания была беспрецедентно короткой. Она была гораздо насыщеннее, при этом все мы старались избежать агрессии, так присущей предыдущим избирательным кампаниям, избежать черного пиара. И хорошо, что возникла такая атмосфера.
Что касается именно нашей кампании, победу принесла новая тактика: мы отказались от массированной рекламы, от билбордов и сосредоточились на непосредственном общении с избирателями. Не только сам Бронислав Коморовский исколесил всю Польшу, проехал тысячи километров. Наши волонтеры на 20 автобусах выехали в регионы. В первом туре они объехали 500 городов, во втором - немного больше.
Справка "РГ"
Бронислав Коморовский родился 4 июня 1952 года в небольшом городе Оборник Шленски под Вроцлавом. Окончил факультет истории Варшавского университета. Новый президент Польши в школе учил русский язык.
Александр Рар, эксперт Германского Совета по внешней политике:
- Выборы в Польше прошли абсолютно нормально, легитимно. Никаких сомнений ни избирательная кампания, ни само голосование вызывать не могут. Действительно Ярослав Качиньский в последние дни избирательной кампании стал набирать много очков.
Казалось, что он как человек, который действительно умеет бросать слова налево и направо и бороться популистскими методами за голоса избирателей, стал наверстывать отставание. Но польский электорат сделал свой выбор.
Мне кажется, что просто политика его брата, погибшего Леха, в принципе уже воспринималась все более и более негативно со стороны большинства населения. В Польше просто назрели перемены.
Коморовский представляет более либеральную политику, и я думаю, что в большинстве европейских стран вздохнули с облегчением, узнав результат голосования.
Потому что все помнили, что братья Качиньские, и в первую очередь тогдашний премьер-министр Ярослав Качиньский выступали против Лиссабонского договора, тормозили процессы объединения Европы, требовали для Польши каких-то особенных привилегий внутри Европейского союза.
Теперь в лице нового польского президента мы имеем проевропейского политика, который с Брюсселем будет налаживать конструктивные отношения и полностью интегрирует Варшаву в европейский механизм.
Я думаю, что в Польше будет рано или поздно введен евро, прекратятся баталии между премьером и президентом, потому что они оба из одного политического лагеря.
Со стороны Коморовского и премьера Дональда Туска еще до смоленской катастрофы были посланы очень важные положительные сигналы в сторону России. Но мне кажется, что тут тоже многое зависит и от позиции Москвы, как она будет строить свои отношения с Польшей.
Анджей Персон, председатель комитета Сената Польши по вопросам эмиграции и связям с поляками за рубежом:
- Бронислав Коморовский - серьезный, ответственный и предсказуемый политик. И такой же будет его внешняя политика - политика тесных контактов с нашими соседями и на Западе и с Россией. Он сторонник хороших отношений с Германией и с Россией, тем более сейчас, когда наши отношения изменились после трагедии под Смоленском, после встречи главы нашего правительства Дональда Туска с российским премьером Владимиром Путиным. Он не раз говорил, что в этом смысле будет поддерживать внешнюю политику правительства Польши. А я убежден, что этот человек всегда делает то, что обещает.
Уже возникают вопросы, какими будут его первые зарубежные поездки в качестве президента. Думаю, что свои первые поездки Коморовский планирует в Брюссель, а также в Вильнюс, откуда происходит его семья. Литва, Украина, Беларусь и, конечно, Россия - это его приоритеты с востока. Также Коморовский не раз высказывался за вывод польских войск из Афганистана.
Думаю, что он не будет повторять ошибок своего предшественника, за которые в Польше критиковали погибшего Леха Качиньского.
Мне кажется, что это будут хорошие десять лет для польской внешней политики. Почему не пять лет? Я вместе с Брониславом Коморовским ездил на встречи с избирателями и вынес для себя, что по истечении первых пяти лет его президентского срока поляки захотят продолжения.