В Грузии Хиллари Клинтон сыграла роль "плохого полицейского"

После завершения визита госсекретаря США Хиллари Клинтон на Кавказ без сомнений можно говорить о том, что планы официального Вашингтона насчет Грузии изменились коренным образом. При этом открытым остается вопрос: изменился ли подход Белого дома к российско-американским отношениям?

Последние несколько лет на переговорах Москвы и Вашингтона, когда дело доходит до обсуждения международных дел, продолжают напоминать о себе три главные болевые точки: Иран, ПРО и Грузия. При каждом следующем контакте, в том числе и на высшем уровне, становится понятно, что заявления сторон по этим вопросам дрейфуют то к более компромиссной, то к более жесткой позиции. Но в итоге явного прогресса ни по одному из трех пунктов нет.

В том числе потому, что Вашингтон никак не может отказаться от назидательного тона. Хотя трудно не согласится с тем, что президент США Барак Обама очень старается излечить американскую политическую элиту от привычки учить Москву уму-разуму. Правда, роль доктора пока ему не очень удается.

Во время последнего визита президента России Дмитрия Медведева в США Обама не стал скрывать от журналистов, что среди нерешенных вопросов остается "позиция Москвы по отношению к Грузии". Однако, добавил он, продолжается "откровенное обсуждение". К честному и откровенному диалогу по всему спектру обсуждаемых тем как раз и призывает российское руководство своих американских коллег последние лет двадцать.

Медведев же несколько конкретизировал пожелание Кремля: "Надеюсь, что у нас действительно очень товарищеские, дружеские отношения с президентом Обамой. Но я стараюсь не давать неисполнимых советов". Говорил он это в ответ на вопрос журналистов о том, может ли Россия поделиться с США своим афганским опытом. Однако нет сомнений, что часть фразы об отсутствии у российского президента желания давать собеседнику неисполнимые советы, иными словами, переходить на поучительный тон, с полным основанием можно отнести к любой теме российско-американских переговоров. Очевидно, этого же Медведев ждет и от Обамы.

И президент США явно понимает, как нужно говорить с Москвой, чтобы его детище - "перезагрузка" - не оказалось пустым предвыборным слоганом. Что, однако, не мешает ему продолжать хорошо знакомую американскую игру в "хорошего" и "плохого" полицейского. На этот раз "разыграли" грузинское руководство.

Не случайно Тбилиси оказался последним пунктом в почти недельном турне Клинтон вдоль российских границ. Сначала госсекретарь нанесла визиты в Польшу и Украину. И в Варшаве, и в Киеве она озвучила ясные "месседжи", предназначенные в первую очередь для Кремля. На польской земле Клинтон заявила: "Мы хотим сотрудничать с российскими партнерами по ПРО, так как это в наших интересах". В Киеве она подчеркнула: "Украина явлется суверенным государством, которое имеет право избирать собственных союзников". Иными словами, Вашингтон больше не собирается за уши притягивать Киев в НАТО. Как раз это и рассчитывали в Москве услышать от Клинтон.

Но тут для госсекретаря подошла пора сыграть роль "плохого полицейского". Как и предупреждал Обама, разговор о Грузии в очередной раз был предельно откровенным. И Клинтон сказала. Ликование Саакашвили и компании было безграничным. Но было ли чему радоваться на самом деле?

Ведь ничего нового госсекретарь не произнесла. О том, что США отказываются признавать независимость Южной Осетии и Абхазии, Вашингтон говорил неоднократно на всех уровнях. В данной ситуации важно не то, что было сказано, а кем и когда.

До недавнего времени главным американским защитником Грузии был глава Пентагона Роберт Гейтс. Но в последнее время он полностью переключился на Иран. В Тбилиси, очевидно, почувствовали себя изолированными. Их не замечали. С ними не хотели встречаться. И вот дорогой гость из Америки все же пожаловал. Но не военный, а дипломат.

"Месседжей" теперь уже в адрес Тбилиси хоть отбавляй. Да, Кавказ остается в зоне национальных интересов США. Но с этим никто и не спорит. Однако Грузии напомнили, что она все же не штат Джорджия. Иными словами - независимое государство. А свои проблемы Тбилиси стоит научиться решать не военным, а дипломатическим путем. На этом поприще Клинтон готова оказать грузинам максимальную помощь.

Кстати

Что же касается военных помыслов, то с ними Тбилиси необходимо завязывать. Поддерживать "милитери" планы грузинского президента у Вашингтона сейчас нет ни желания, ни средств. Ничего этого Клинтон, конечно же, не сказала. Но молчала весьма красноречиво.