07.07.2010 06:20
    Поделиться

    Полина Дашкова: Маленькому беззащитному ребенку в лагере тягостно

    Полина Дашкова, писатель:

    - Павел Астахов недавно назвал цифру: пять тысяч детей в прошлом году сбежали из летних оздоровительных учреждений. Как я отношусь к отдыху без родителей в детском коллективе? В романе "Никто не заплачет" один из героев вспоминает, как он стоит у забора и с тоской смотрит на дорогу. Такая картинка приходит на ум, когда я вспоминаю свое пионерское детство. Кто-то скажет: родители имеют право отдохнуть от детей. Но отношения между детьми и родителями какие-то другие, но только не правовые. Если они выходят на уровень права, тогда, конечно, и те и другие должны друг от друга отдыхать. Я от детей никогда не уставала. Более того, не представляю себе других вариантов отдыха, кроме как с ними. Все мое летнее детство прошло в детсадах и пионерских лагерях. Впервые попав на детсадовскую дачу года в четыре, я дала себе клятву, что когда вырасту и у меня будут свои дети, никогда и ни за что их никуда от себя не отпущу.

    Я человек абсолютно не коллективный, не могу ходить строем, почему-то спать только на правом боку, подложив руки под щеку... Но это, подчеркиваю, мои особенности. Есть дети, которые чувствуют себя в компании очень комфортно. Но для меня это было чудовищно - абсолютная несвобода детского лагеря. Вернулась я с первого своего коллективного отдыха с полной головой вшей и с массой травматических воспоминаний.

    И главное ощущение - это чуждость. Не страх и не одиночество. И чувство несвободы. И удивление от взрослых людей, которые, оказывается, не всегда заслуживают уважения. Если, к примеру, учителя в школе все же подконтрольны, а ребенок, вернувшись домой, может что-то рассказать родителям и как-то сменить неприемлемую для него обстановку, то в лагере, если в воспитателе есть что-то плохое, оно лезет наружу, без опаски. Я вспоминаю, как мы летом кормили кроликов. Привыкли к ним, дали им клички... А потом пришло время, и на глазах у нас взрослые пустили наших кроликов на мясо. Воспитательница и повариха обсуждали, что лучше сделать: жаркое или суп. Это было первое в моей жизни столкновение с убийством. О случаях воспитательского воровства и не говорю.

    Еще одна грань лагерной жизни: жесткая структурированность детского коллектива. Обязательно был лидер, а иногда и не один. У каждого вожака - свита. Были и изгои - козлы отпущения. Обычно дети некрасивые, с какими-то физическими изъянами, болезнью или из трудных семей, над которыми все издевались. И если ты пытался заступиться за обиженного, то тут же становился изгоем. В городских детских коллективах все это тоже есть, но не так ярко выражено. Детская дедовщина быстро прорастает в изолированной среде, когда дети не имеют выхода за забор лагеря. Впрочем, кто-то этого не замечает, плывет по коллективному течению, чувствует себя вполне комфортно и находит там свое место. Я не смогла.

    В более взрослом, на излете детства, возрасте лагерная жизнь переносится легче. В старших отрядах были и танцы, и дискотеки, и КВН. Были попытки бунта. Помню, как мы восстали против строевой подготовки: нас мотали по жаре на плацу, готовя к смотру строя и песни, будто бы мы не дети, а солдатики. Девочки оделись, как мальчики, а мальчики - в юбки, их накрасили. В таком виде мы предстали перед директором, который был человек с административным психозом. Помните, как в фильме Элема Климова: "Бодры" надо говорить бодрее, а "веселы" веселее!" И бунтовать было интересно. Но это возможно, когда ты уже оброс многолетними летними друзьями, стал сильнее и умнее. А маленькому беззащитному ребенку в лагере тягостно.

    против

    Алексей Варламов, писатель:

    - Когда говоришь о детских лагерях, хочется рассуждать не абстрактно, а основываясь на собственном опыте. У меня опыт мой собственный и моих детей - прошлый-исторический и современный.

    У меня нет никакого отрицательного отношения к летнему детскому лагерю. Хотя я должен признаться, что у меня было счастливое дачное детство, и я его ни на что не променяю. При этом я дважды отдыхал в лагере, один раз в самом простом, другой - в Артеке. Не могу сказать про те лагеря ничего дурного, но все-таки дачная вольница мне более по душе. Что касается моего сына, то он довольно часто ездит в лагеря, и мне кажется, что он ездит туда с удовольствием. Ездит он, конечно, в разные лагеря, но называть я их не буду, чтобы меня не заподозрили в рекламе. Сын всегда возвращается из лагеря довольный, никогда не пытался оттуда сбегать, у него всегда там складываются нормальные отношения.

    Не могу сказать, что лагерь - место первой социализации, на мой взгляд, она происходит раньше - в детском саду или школе, но в лагере происходит какая-то особенная социализация.

    Детство должно быть разнообразным. Чем больше впечатлений, чем больше опыта получит ребенок, в том числе, может быть, и какого-то отрицательного, тем лучше. Не исключаю, что в лагерной жизни есть моменты не слишком приятные, но жизнь же не может состоять только из приятного. Поэтому, если вынести за скобки какие-то крайности, которые нормой не являются, то лагерь дает ребенку картину той жизни, к которой, собственно, он должен быть готов.

    При этом я против отношения к детскому и подростковому возрасту только как к подготовке к будущей жизни, к начальной ступени ее - это уже и есть жизнь! Может быть, самая лучшая и самая важная ее часть, когда впечатления, которые получает человек, наиболее глубоко западают в его память. В лагере обычно возникают самые большие дружбы, самые большие увлечения, самые большие сердечные переживания. Кроме того, в лагере нет той степени расслабленности, которая присутствует у ребенка дома. Тем более у современного ребенка, зацикленного на телевидении, Интернете, социальных сетях. Все-таки в лагере есть некоторое противоядие и от этой виртуальной жизни, и от домашней расслабленной. Я думаю, что современному человеку такой опыт крайне необходим.

    Конечно, многое зависит от того, как в лагере будет устроена детская жизнь, и от таланта вожатых, и от ответственности начальства. Многое зависит от их вклада в детские души. И, конечно, тут все по-разному складывается.

    Но, несомненно, детям летом полезно побыть вместе, изменить школьный коллектив на какой-то другой... Это очень важный психологический момент - войти в другой коллектив, в другую среду, встретить новых друзей, новые отношения, новых взрослых, которые относятся к тебе иначе, чем дома и в школе. Думаю, что для детской души очень хорошо именно это разнообразие. И само понимание того, что этот опыт краткосрочен, что он имеет свое начало и свой конец, тоже важно и придает лагерной жизни особый колорит и особое настроение.

    Не было бы детского летнего лагеря как явления и формы жизни, у нас не было целой линии в киноклассике, начиная от знаменитого "Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен" и кончая не менее знаменитым фильмом "Сто дней после детства".

    Если даже воспринимать детский летний лагерь как часть нашего пресловутого советского прошлого, то, наверное, они были не самой худшей его частью. Это то, что стоит сохранить.

    Поделиться