Уникальный инновационный проект не только решает энергетические проблемы отдаленных районов России, но и может составить конкуренцию на мировом рынке.
Строительство плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) фактически началось в 2006 году. Сначала проект предполагалось реализовать, используя производственные мощности мурманского завода. Петербургский "Балтийский завод", несмотря на его многолетний опыт атомного судостроения, предполагалось задействовать только в создании некоторых узлов и агрегатов. Однако северные корабелы сорвали сроки, и плавучий энергоблок решено было строить в городе на Неве.
- Это было очень непростое решение, - рассказал глава Росатома Сергей Кириенко, - тогда многие говорили, что в России уже не справятся и надо отдавать проект иностранцам. Тем не менее энергоблок спущен на воду на полгода раньше срока.
Церемония спуска стала настоящим праздником для работников предприятия - они пришли на завод с женами и детьми. По сложившейся морской традиции плавучий энергоблок освятили, о борт разбили бутылку шампанского. Крестной матерью нового судна стала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, которая нарекла его именем "Академик Ломоносов".
- Важно, что энергоблок не только построен, но и разработан в Петербурге, - отметила она. - Наконец-то востребован научно-проектный потенциал города. Надеюсь, что "Академик Ломоносов" положит начало новой серии российских судов.
Окончательная достройка займет 22 месяца. Затем судно Северным морским путем пойдет к месту постоянной стоянки, которое точно еще не определено. Однако проект изначально разрабатывался для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, где капитальное строительство АЭС или тепловых электростанций экономически неоправданно. В то же время завоз топлива по Северному морскому пути обходится государству тоже в копеечку, и выработанная энергия получается слишком дорогой. Серийные плавучие энергостанции позволят не только снизить нагрузку на транспортно-логистический комплекс страны и экономить сырьевые ресурсы, но и дадут новый импульс отдаленным регионам России, где энергетический голод сдерживает развитие.
По словам Сергея Кириенко, определено 6 точек предполагаемого размещения головного судна-энергоблока, два из них находятся на Чукотке. Мощность реактора "Академика Ломоносова" составит 70 МВт, в дальнейшем такие плавучие электростанции могут иметь мощность от 10 до 300 МВт - в зависимости от пожеланий заказчика. Срок службы ПАТЭС в настоящее время определен в 32 года, после чего их предполагается утилизировать по образцу атомных подводных лодок.
Специалисты особо отмечают, что плавучие электростанции будут оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, так как доставляются к месту в полностью готовом виде. Если АЭС или теплоэлектростанции требуют для размещения значительных территорий, то судну-энергоблоку достаточно небольшого комплекса береговых сооружений.
Санкт-Петербург с экологической точки зрения тоже останется в безопасности. Глава Росатома заверил, что, хотя "Академика Ломоносова" достроят в Северной столице до полной готовности к эксплуатации, загрузку топлива здесь производить не планируется.
- Работы с делящимися материалами здесь не будет, - заявил Кириенко. - Мы будем производить их в стационарных условиях - на базе атомфлота в Мурманске, где заправляются подводные лодки.
Интерес к российскому энергетическому проекту уже проявляют иностранцы. Если часть районов Крайнего Севера и Дальнего Востока ПАТЭС может вырабатывать свет и тепло, то в экваториальных районах, где дополнительное отопление не требуется, тепловая энергия может быть направлена на опреснение воды.
Фактически в России атомные суда не строились последние 15 лет, за это время были утеряны связи с поставщиками, технологии, профессионалы.
- Мы восстановили технологическую цепочку, - подчеркнул глава Росатома, - теперь ПАТЭС может пойти в серию, и это существенно удешевит и ускорит проект.
Справка "РГ"
Атомная теплоэлектростанция малой мощности на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С - энергоисточник нового поколения, созданный на базе российских технологий атомного судостроения. Основной элемент станции - плавучий энергоблок - представляет собой несамоходное стоечное судно. Длина ПЭБ 140 метров, ширина 30.