Выставки более 600 молодых художников из 52 стран мира на 40 крупнейших выставочных площадках столицы чуть ли не каждый день будут открываться в июле в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?".
Биеннале, организованная министерством культуры, департаментом культуры города Москвы, ГЦСИ, Московским музеем современного искусства, становится масштабным и актуальным проектом, утверждающим искусство как диалог сверстников разных стран и различных художественных направлений. Основная тема этого года - "Границы".
На выставке "Виз-а-ви", открывшейся в Государственном центре современного искусства и представляющей работы российских и французских художников, становится очевидным, что речь идет не о границах национальных культур. И французы, и россияне опираются на опыт искусства ХХ века, интернационального по определению. Скорее речь о встрече индивидуальных миров.
|
Видео: Сергей Куксин |
Надо признать, что неизвестными ее участников не назовешь. Владимир Логутов вышел в финал Премии Кандинского, Илья Трушевский был среди номинантов на премию "Инновация", семейный дуэт МишМаш (Михаил Лейкин, Мария Сумнина) участвовал в заметном проекте "Верю!"... О французских художниках тоже не скажешь "молодо-зелено". Элиза Кам, например, на мой вкус, работает поразительно изящно и точно. Ее акварели на длинных вертикальных листах выглядят поначалу как геометрические абстракции. Разноцветные ромбики, квадратики, соединенные тонкими прямыми линиями на фоне белого листа, смотрятся вполне минималистично. И только позже вдруг спохватываешься. Узкие, прямые, цветные - да это же витражи окон в готическом соборе! Меняется угол зрения, и вместо минималистской абстракции перед нами монументальная строгость, лаконичное сredo - без пафоса и нажима. В другой работе "Террасы" художница и вовсе выкладывает на полу из терракотовых и алюминиевых треугольников и прямоугольников констелляции фигур, соединенные стрелками. Просто какие-то "казаки-разбойники" в миниатюре! И бродишь в недоумении вокруг них, пока не пронзит узнавание: абстрактные фигуры складываются в портик античного храма, фигурку человека... Нет, это не игра в эзотерику. Тут попытка художницы найти черту, за которой из абстракции возникает знак, из скольжения взгляда - понимание. Но одновременно это и изящная селекция зрителей. Выборка "своего" зрителя и настройка его (почти как радиоприемника) на свою волну. Нельзя не оценить и внятности диалога, в который вступают произведения Элизы Кам и нашей Саши Сухаревой. Ее инсталляция "Звонарь" тоже строга, минималистична, абстрактна и - монументальна. Ощущение, что обе художницы стремятся опереться на базовый словарь понятий и образов.
Другая чрезвычайно любопытная беседа происходит между группой МишМаш и Бертраном Лакомбом и Софи Дежод, работающими вместе. Инсталляция французов "Мир, Плоть и Дьявол" похожа разом на упавшую скульптуру, завалившуюся высотку и останки великана-робота, отправленного на свалку. Вместо рук и ног - огромные пружины. Вместо головы - башня с зубастой пропастью рта. В ней можно при желании увидеть сброшенного идола или усмотреть отправленный на пенсию аппарат из старого парка аттракционов. Перед вами метафора поверженной мощи или ловушки для легковерных. Французских художников, похоже, интересует стык видимого и скрытого, соблазна и его обмана.
Со сходными мотивами работает группа МишМаш. Если французы упирают на раскрытие фокуса, то МишМаш, напротив, - на трудность его разгадки. Их сад камней "Смотри за собой, будь осторожен!" с подмигивающими, светящимися в темноте "камнями", в которые вмонтированы фары машин, тоже затевает игру со зрителем. Хочешь - считай, что тебя зовут помедитировать в темной комнате с оригинальной иллюминацией; хочешь - думай, что авторы затеяли грустный разговор о том, что и камней-то нормальных уже не найти, что ни валун, то обломок цивилизации. Но все это только до поры, пока ты не решишь побродить по дорожкам "сада". Тут-то и обнаружится сюрприз: твоя собственная физиономия, откуда ни возьмись, появится в кружке света на темной стене. Короче, пока вы тут медитировали, наслаждались решением визуальных головоломок, камера слежения не дремала. Но авторы же предупреждали: "Смотри за собой! Будь осторожен!". Для них из всех границ актуальны те, что разделяют наблюдателя и предмет его интереса. Впрочем, провести их проблематично.
Так что выставка "Виз-а-ви" - отличная возможность взглянуть со стороны не только на "тех, кто пришел", но и на себя и окружающих. Не забывая, конечно, мудрого совета группы МишМаш...