08.07.2010 06:10
    Поделиться

    В российский прокат выходит фильм Паоло Соррентино "Изумительный"

    Он - пожизненный сенатор, его прозвища: Лис, Горбун, Божественный, Молох, Саламандр, Черный папа, Вельзевул. Прототип главного героя фильма "Изумительный" Паоло Соррентино - ныне здравствующий итальянский политик Джулио Андреотти.

    Когда Паоло Соррентино было 17 лет, его родители трагически погибли. Соррентино бросил учебу на экономическом факультете университета Неаполя. Вскоре он познакомился с актером Тони Сервилло. Именно он в дальнейшем стал играть во всех фильмах Соррентино, начиная с дебюта "Лишний человек" (2001) и заканчивая последней всемирно признанной лентой "Изумительный", получившей в 2008 году призы на Каннском, Венецианском, Дублинском кинофестивалях и удостоившейся семи статуэток Донателло. Спустя два года после мировой премьеры фильм наконец выходит и в российский прокат.

    Картина посвящена нескольким годам из жизни ныне здравствующего 91-летнего политика Джулио Андреотти, знаковой фигуры итальянской истории ХХ века.

    Начало фильма: склоненная голова, она медленно поднимается, и перед нами крупным планом лицо, все утыканное иголками. Так Андреотти пытается избавиться от головной боли, преследующей его, как булгаковского Понтия Пилата. Далее следует кровавый пролог: динамично смонтированные под электронную музыку сцены убийств ряда политиков. Каждого убитого, как и других персонажей фильма, сопровождают красные титры. Этот кроваво-красный цвет, наряду с черным и солнечно-желтым, составляет основную цветовую гамму фильма, мастерски переданную оператором Лука Бигацци.

    Отправной точкой выбрано 12 апреля 1991 года, когда Андреотти в седьмой и последний раз выбрали главой Совета министров. Этот уникальный политик восемь раз был министром обороны, пять раз - министром иностранных дел, а в 91-м получил должность пожизненного сенатора. В фильме показан тот период жизни Андреотти, когда ему были предъявлены обвинения в связях с мафией, в убийстве журналиста Мино Пекорелли, когда его власть покачнулась.

    Но это не просто фильм-портрет или политическая картина в духе Петри и Рози, хотя без влияния этих режиссеров не обошлось. Прежде всего Соррентино интересуют механизмы власти и психология такого человека. Андреотти был выбран лишь в качестве примера. Но это был смелый поступок для Соррентино - сделать героем фильма своего современника, да еще и такого. На это рискнул, если не ошибаюсь, пока лишь Стивен Фрирз в "Королеве".

    В создании образа Андреотти велика заслуга актера Тони Сервилло. Работа гримеров каждый съемочный день занимала несколько часов, и результат ее ошеломляет. Не случайно в категории "лучший грим" фильм был выдвинут на соискание премии "Оскар". Негнущийся человек-робот, втянутая в плечи голова, оттопыренные уши, пронизывающий взгляд, отсутствие интонаций. Но Андреотти, несмотря на такой психологический облик, не демон. Он испытывает невероятную нежность к своей жене: однажды ночью он садится в кресло и произносит в зияющую темноту душераздирающий монолог кающегося грешника: "Ливия, твои живые глаза ослепляют меня..."

    Пятнадцать лет Соррентино мечтал снять этот фильм. Результат впечатляет: прекрасный сценарий, выверенный афористичный текст, четкая литературная структура, блестящая игра всех актеров и современная киноформа. Режиссер знаком не только с классикой итальянского кино, но и, что заметно, с фильмами Скорсезе и Тарантино. Он использует и съемки субъективной камерой, и монтаж гиперкрупных планов с общими, и длинные планы, и сюрреалистические образы наподобие катящегося черного скейта, превращающегося в бомбу. "Павана" Форе становится лейтмотивом ночных прогулок Андреотти по Риму. Вечный город - не только фон, но и второй главный персонаж.

    На предварительный показ своей картины Соррентино пригласил самого Андреотти. Тот, посмотрев фильм, закричал, что это "сплошное жульничество". Режиссер был рад такой реакции, потому что Андреотти никогда и ни на что вообще не реагировал - даже когда ему дали 24 года тюремного заключения, а потом отменили приговор. И в этом отношении Андреотти, конечно же, "изумительный", как и сам фильм.

    Поделиться