Мясные и молочные продукты - главный экспортный товар белорусского АПК в Россию. В первом квартале 2010 года поставки по сравнению с прошлым годом выросли на 45 процентов и составили 442,5 миллиона долларов. Как складывается сегодня рыночная конъюнктура для белорусских экспортеров? Об этом корреспондент "СОЮЗа" беседует с первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надеждой Котковец.
- Надежда Николаевна, судя по положительной динамике торговли на российском рынке, на сегодня удалось урегулировать проблемные вопросы, связанные с поставками молочных и мясных продуктов в Россию?
- Все вопросы решаются в рабочем порядке. Благодаря договоренностям между аграрными ведомствами двух стран сегодня нет ситуации прошлого года, когда из-за разницы в закупочных ценах на молоко в Беларуси и России российским переработчикам было выгоднее покупать у нас сухое молоко и восстанавливать его. Весной на уровне министров сельского хозяйства двух стран было принято решение о временной приостановке поставок сухого молока в Россию из Беларуси. По состоянию на конец мая на российский рынок мы отправили 137 процентов полугодового объема этой продукции. Сейчас, когда идет так называемый сезон большого молока и в России есть свое сырье, сухое мы туда не поставляем. Белорусские заводы переориентировались на выпуск других молочных продуктов, пользующихся спросом на рынке, - сыров, творога, масла. Таким образом, созданы нормальные условия для работы и крестьян, и переработчиков молока двух государств.
Что касается конъюнктуры цен на молочную продукцию, то сегодня она складывается в пользу предприятий-экспортеров. На всю продукцию цены выше, чем в прошлом году. К примеру, в январе-апреле средняя экспортная цена на масло животное увеличилась на 67,7 процента, сыры и творог - на 41,7 процента, сухое обезжиренное молоко - в 2,4 раза. Мы еженедельно отслеживаем ситуацию на рынке, чтобы принимать правильные решения по единой ценовой политике, исходя из мировой конъюнктуры цен и состояния российского рынка. Динамика экспорта мясных и молочных продуктов в соседнюю страну остается положительной. Так, за 4 месяца мяса и мясопродуктов мы продали на 19,4 процента больше в натуральном выражении и на 28,3 процента - в денежном. По молочным продуктам стоимость поставок выросла на 43,4 процента.
- Российский рынок для белорусских перерабатывающих предприятий остается основным - туда направлено более 92 процентов от общего объема экспорта продукции. А как с освоением других направлений?
- Поставки в страны дальнего зарубежья в этом году выросли в 1,3 раза и составили 27,7 миллиона долларов. Туда мы продаем казеин, семена рапса, рапсовое масло.
Конечно, крупные мясокомбинаты, молочные заводы тоже хотели бы выйти на рынки Европейского союза. Сейчас они серьезно работают над тем, чтобы соответствовать требованиям ЕС по техническому оснащению, технологии производства, обучению кадров. Кстати, только что закончили у нас работу инспекторы европейской комиссии по здравоохранению и защите потребителей. Они оценивали готовность Беларуси поставлять на рынок Евросоюза продукцию из мяса птицы. Проверяли Витебскую бройлерную фабрику и агрокомбинат "Дзержинский". За последние месяцы это 4-я проверка европейской комиссии наших предприятий. Будем надеяться, что результаты ее будут для нас положительными. Но все равно российский рынок остается основным направлением для наших предприятий. Тем более что активизации торговли поспособствует единая аграрная политика России и Беларуси, над концепцией которой работают наши ученые.
- Насколько далеко продвинулась работа по этому документу?
- Фактически остался один спорный вопрос, касающийся разного уровня субсидирования сельского хозяйства в наших государствах. Это около 20 процентов от уровня производства сельскохозяйственной продукции в Беларуси, чуть больше 7 процентов - в России. Учитывая работу по созданию Таможенного союза, здесь же следует принимать во внимание и уровень господдержки сельского хозяйства в Казахстане, который тоже ниже, чем у нас. На первый взгляд более высокий уровень дотаций сельского хозяйства в Беларуси позволяет иметь одностороннее преимущество на рынках, к примеру, России. Но, с другой стороны, природный потенциал белорусских земель несоизмерим с тем, которым обладают соседи: на территории России находится 40 процентов мировых запасов черноземов. Поэтому тех же минеральных удобрений нашим крестьянам нужно вкладывать в пашню на порядок больше. Конечно, мы должны работать над тем, чтобы уровень господдержки сельского хозяйства снижался, и такие обязательства Беларусь на себя берет. Дальше будем договариваться по этому вопросу. Ведь соглашение о субсидировании сельского хозяйства должно быть подписано, и сейчас положения этого документа активно обсуждаются. За отработку соглашения ответственна Беларусь. Последний вариант документа мы направили в комиссию Таможенного союза, а также во все три государства. Надеюсь, что мы сумеем договориться по уровню субсидирования сельского хозяйства с учетом всех обстоятельств - разных природно-климатических условий, разной ценовой политики, разных налоговых систем. Кстати, обсудить этот вопрос еще раз можно было бы и на совместной коллегии министерств сельского хозяйства Беларуси и России. Последний раз мы собирались в сентябре прошлого года в Москве. Хотелось бы, чтобы наши встречи происходили чаще. Ведь любые вопросы легче решать на стадии их возникновения, не ожидая, пока они перерастут в проблему.