Локомотивом роста российской промышленности становится внутренний спрос. В июне загрузка производственных мощностей показала самое высокое значение с ноября 2008 года, впервые с начала кризиса произошел перелом в их обеспеченности собственными финансами.
Такие выводы содержатся в докладе, подготовленном Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - ВШЭ на основе опроса "директорского корпуса" около 600 крупнейших российских предприятий. Однако ждать бурного роста промышленности во втором полугодии не стоит, предупреждает директор института Георгий Остапкович. В июне индекс предпринимательской уверенности остался на том же уровне, что и в мае. Позитивная динамика прервалась впервые за последние восемь месяцев, беспокоится собеседник "РГ".
Темпы роста промышленности ежемесячно увеличивались практически в течение всего 2010 года. Причем если в прошлом году и в первом квартале минувшего полугодия главным двигателем был внешний спрос, опиравшийся на растущую в цене нефть, в апреле-мае начали расти темпы внутреннего спроса. И хотя недостаток спроса все еще тормозит, по мнению опрошенных, рост промышленности, в июне этого года на этот фактор обратили внимание на 10 процентов меньше респондентов, чем годом ранее. В обрабатывающей промышленности лучше всего, по словам Остапковича, спрос идет вверх на предприятиях, чья продукция ориентирована на конечного потребителя, - у автопроизводителей, пищевой промышленности. Меньше стало жалоб и на недостаток внешнего спроса, неопределенную экономическую ситуацию в стране и в мире. Если год назад сокращение персонала констатировала почти треть опрошенных, в июне об этом сообщили лишь 16 процентов респондентов. Авторы исследования предупреждают, что переоценивать эти позитивные изменения не стоит, но осторожно отмечают: "кризисные тенденции на российском промышленном рынке труда преодолены, новые социальные взрывы не предвидятся".
Востребованность промышленной продукции внутри страны подстегнули рост доходов населения, оживление потребительского кредитования, свою лепту внесла госпрограмма по утилизации "автохлама", перечисляет Остапкович. По предварительным данным Центробанка, портфель кредитов российских банков во втором квартале этого года вырос на 3-4 процента, весной этого года, впервые с начала кризиса, пошла вверх выдача ссуд гражданам. По прогнозам, кредитный рост в этом году составит 10-15 процентов. Одновременно происходит снижение процентных ставок по займам - они практически опустились к докризисной планке, средний уровень ставок составляет 10-12 процентов годовых. Количество респондентов, указывающих на недоступность коммерческого кредита, по сравнению с июнем прошлого года, снизилось.
Более 60 процентов опрошенных считают, что объемы выпуска продукции являются "нормальными". Загрузка производственных мощностей составила на обследованных предприятиях 60 процентов. Правда, на докризисный уровень она все еще не вышла, а по отраслям этот показатель распределен очень неравномерно. В добыче полезных ископаемых мощности загружены на 77 процентов, в производстве нефтепродуктов - 88 процентов, в пищевой промышленности показатель составляет 60 процентов и почти вплотную приблизился к докризисному порогу. Однако производители машин и оборудования загрузили производство всего на 43 процента. Автопром резко рванул вверх с начала года - загрузка мощностей выросла с 36 процентов до 52 процентов, но пока еще сильно отстает от докризисных показателей.
Примечательно, что по мере улучшения ситуации промышленники начинают вновь обращать внимание на сдерживающие факторы роста, которые являлись главными до кризиса. По сравнению с прошлым годом увеличилось число респондентов, отмечающих отсутствие надлежащего оборудования. Этот фактор будет тормозить развитие промышленности еще довольно долго - в обрабатывающей промышленности почти 30 процентов оборудования было произведено еще в советские времена, поясняет Остапкович. На недостаток квалифицированной рабочей силы сетует 18 процентов респондентов. До кризиса о нехватке квалифицированных специалистов говорили около 30 процентов руководителей, напоминает Остапкович. В прошлом году многие предприятия сократили персонал, в первую очередь - низкой квалификации, но сейчас, по мере роста, отсутствие специалистов начинает снова ощущаться, говорит собеседник "РГ".