07.07.2010 23:15
    Поделиться

    Таможенный кодекс вступил в силу

    Отразятся ли нормы нового Таможенного кодекса на работе дальневосточных участников ВЭД

    Вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, который подписали Россия и Казахстан, а затем и Беларусь.

    По расчетам комиссии ТС, за счет поэтапного введения режима свободной торговли и формирования общеэкономического пространства, ВВП стран-участниц к пятому году существования союза увеличится минимум на 10-12 процентов, в том числе общий объем "перекрестных" капиталовложений - минимум на 25 процентов. Как это отразится на экономике дальневосточных субъектов и работе таможен региона? Об этом рассказал начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко

    Российская газета: Сергей Викторович, работы у таможенников прибавится?

    Сергей Пашко: Дальневостчному таможенному управлению  проще в том плане, что у нас нет непосредственных границ с Казахстаном и Беларусью.

    Объемы прямой торговли дальневосточников с этими государствами невелики. Самое важное, что может нас затронуть, - это транзит. По нему все необходимые документы есть, разработаны форма транзитной декларации и порядок работы с нею, в том числе образцы электронных документов, которые позволят нам передавать информацию о грузах вплоть до точки назначения, как в рамках Таможенного союза, так и за его пределы. Но все равно мы готовились к работе в новых условиях.

    РГ: Каковы особенности Таможенного кодекса союза трех государств?

    Пашко: Таможенный союз направлен на упрощение процедур перемещения товаров между нашими странами, и это нашло отражение в Таможенном кодексе. Сложно рассказать обо всех нововведениях, но отмечу, что он базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур.

    РГ: Все необходимые нормативные акты приняты?

    Пашко: В дополнение к Таможенному кодексу Таможенного союза разработаны проекты 18 международных соглашений и 25 решений комиссии Таможенного союза, но это не предел. Правовое поле будет и дальше совершенствоваться с учетом практики.Закон о таможенном регулировании, который для российских таможенников должен стать основой в той части, которая не урегулирована законодательством Таможенного союза, прошел первое чтение, остальные процедуры пройдут, ориентировочно, осенью. Так что мы работаем по Таможенному кодексу ТС и по Таможенному кодексу РФ в части, не противоречащей ему.

    РГ: Как изменились ставки ввозных таможенных пошлин в рамках ТС в сравнении с предшествующим периодом? По каким товарным позициям?

    Пашко: Ставки изменились, в основном в сторону уменьшения, а на масштабы снижения существенно повлиял поиск консенсуса между действующими ставками в странах - членах Таможенного союза.Так, на молоко импортные пошлины снизились с 15 до 5 процентов, на свежие, свежезамороженные и сушеные фрукты, ягоды, орехи - на 5 процентов.

    Остались на прежнем уровне или уменьшились в среднем на 2-5 процентов импортные пошлины на ввозимые в Россию различные соли, серу, камни, штукатурные материалы, цемент. На некоторые группы продуктов неорганической химии импортные пошлины снизились на 5 процентов, а например, на сульфид натрия - повысились с 5 до 20 процентов. Снижение импортных тарифов на стекло и изделия из него - на 5-10 процентов.

    А вот ставки импортных пошлин черные металлы и изделия из них в большинстве своем повысились на 5-10 процентов. Это мера защиты нашего рынка и отечественных производителей. Либерализация торговли должна быть взаимовыгодной.

    РГ: Республика Беларусь собирается наладить на Дальнем Востоке сборку автотехники. А в регионе есть автосборочное производство "Соллерс-ДВ", и туда ввозятся комплектующие из Италии и Южной Кореи. У предприятия, использующего белорусские детали, будут более выгодные условия для работы?

    Пашко: Это зависит от решений правительства. "Соллерс-ДВ", как и другие иностранные автосборочные предприятия в нашей стране, работает в режиме таможенного контроля за целевым использованием комплектующих.

    РГ: А какова сегодня структура торговли между дальневосточными регионами и странами- членами Таможенного союза?

    Пашко: Перечислю основные товарные позиции, которые фиксирует таможенная статистика. Дальневосточники поставляют в Казахстан и Беларусь рыбу и морепродукты, топливо, древесину, продукцию неорганической химии, черные металлы, драгоценные камни, машины и оборудование, суда и лодки.

    Оттуда в наш регион поступают молочная продукция, яйца, пищевые продукты животного происхождения, зерновые и продукция из них, крахмал, соль, сера, штукатурные материалы, известь, цемент, одежда, текстильные изделия, обувь, электрические машины и оборудование, стекло и изделия из него. 

    РГ: Пока вопросов у участников ВЭД на Дальнем Востоке в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса ТС немного, но все решит практика. Вы планируете их консультировать?

    Пашко: Мы уже перестраивали работу с вводом в 2003 году Таможенного кодекса России, так что опыт есть. Все должностные лица таможенных органов - от руководителей таможен и таможенных постов до инспекторов - прошли тренинги и тестирование.

    Недавно мы провели консультативный совет, причем в режиме видеоконференц-связи со всеми таможнями нашего региона. В заседании приняли участие должностные лица таможенных органов, около 200 участников внешнеэкономической деятельности и более 20 средств массовой информации Дальнего Востока. Все крупные участники ВЭД получили полный пакет информации.

    Начальникам таможен поручено организовать сбор обращений участников по вопросам  законодательства Таможенного союза и подготовку ответов. Есть договоренность с коллегами из регионов, где практики будет больше, обмениваться опытом.

    Поделиться