Слишком быстрое сокращение расходов так же опасно для экономики, как и их неумеренный рост. К такому выводу пришли эксперты Центра развития Государственного университета - Высшей школы экономики.
Вчера они представили три разных сценария бюджетной политики до 2015 года и ее влияние на экономику. Над этим вопросом в поисках баланса бьются сейчас минфин, минэкономразвития и другие экономические ведомства.
Первый вариант прогноза построен на предложениях минфина. Они предполагают сокращение дефицита бюджета до 4 процентов ВВП в 2011 году и до 0 процентов - в 2015-м. Второй вариант основан на поставленной в Бюджетном послании президента задаче сократить "дыру" в казне к 2013 году до 3 процентов ВВП. Но в отличие от Кудрина эксперты предлагают сохранить эту планку и в последующие два года. И, наконец, третий - экстремальный - вариант предполагает удовлетворение всех расходных пожеланий министерств и ведомств. В таком случае рост расходов поднимется с 25 процентов ВВП в 2011 году до 27 процентов к 2015 году. Однако дефицит казны при таком раскладе в следующем году составит 8 процентов ВВП, через пять лет - 12 процентов ВВП. То есть фактически Россия приблизится к тому же уровню, что и нынешние проблемные страны Евросоюза. Оба крайних варианта для экономики губительны - и в первом, и в третьем сценарии рост экономики к 2015 году сожмется до 1-2 процентов, подсчитали эксперты. Главная же опасность первого варианта - сокращение расходов на экономику, а значит, и вложение в инфраструктуру, а также сокращение трат на человеческий капитал - здравоохранение и образование. Доля бюджетных трат на эти отрасли уже сократилась в этом году, констатирует директор Центра развития Наталья Акиндинова. Так, с января по апрель расходы на экономику снизились на 4 процента, траты на человеческий капитал составили 6,4 процента и едва покрывают инфляцию. Такое сжатие происходило на фоне роста расходов на социальную политику, которые увеличились почти на 62 процента - главным образом за счет поддержки Пенсионного фонда. Выросли траты и на так называемый силовой блок, к которому эксперты относят национальную оборону, безопасность и госуправление. Но планы минфина по обнулению бюджетного дефицита приведут к тому, что доля затрат на силовой блок и социалку будет расти и к 2015 году приблизится к 80 процентам. А экономика и человеческий капитал будут финансироваться по остаточному принципу, на них придется всего около 12 процентов всех расходов.
Между тем инфраструктурные проблемы будут со временем только нарастать, предупреждает директор по макроэкономике ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. Резерв, накопленный в советские времена, практически исчерпан, проблемы, возникшие недавно на Ленинградском шоссе, - явное тому доказательство, считает эксперт. Они характерны и для всей страны.
Выпутаться из "бюджетной ловушки" эксперты предлагают, сохранив бюджетный дефицит на уровне 3 процентов ВВП и в 2015 году. Эта планка, кстати, соответствует Маастрихтским критериям, принятым в Евросоюзе. Такая траектория будет достаточно комфортна для экономики, позволит ей расти по 3-4 процента в год, считает Акиндинова. Правда, есть существенное замечание: расходные обязательства бюджета необходимо несколько перераспределить от социального блока и силовиков в сторону экономики и человеческого капитала.
Впрочем, и в таком случае сохраняется опасность уязвимости российской экономики при снижении цен на нефть, признают эксперты. И в этом смысле они согласны с главой минфина Алексеем Кудриным, предлагающим постепенно переходить к накоплению денег в резервном фонде. Правда, следовать такому пути все равно невозможно без постепенно увеличения госдолга. К 2020 году он может увеличиться до 25 процентов ВВП, подсчитала Акиндинова. Но параллельно, предлагают эксперты, надо думать над увеличением доходной базы бюджета. И здесь они также поддерживают предложения минфина и минэкономразвития об увеличении налогов на нефтегазовую отрасль. Налог на добычу полезных ископаемых на газ не повышался с 2005 года, напоминает Акиндинова. С нефтянкой, по мнению экспертов, решить вопрос будет сложнее: повышение выплат может привести к сокращению нефтедобычи.
Что касается постепенного уменьшения доли социальных расходов, то процесс нужно вести поэтапно, предлагают они.