Сегодняшнее пленарное заседание Госдумы могло быть последним в нынешней весенней сессии. Однако скопившиеся к летним думским каникулам дела пока не отпускают народных избранников на отдых.
Через неделю депутаты вновь должны собраться на Охотном Ряду, чтобы рассмотреть в третьем чтении несколько важных законопроектов и подвести итоги весенней сессии. Некоторые предполагали, что на этом дополнительном заседании палаты 16 июля, возможно, состоится ратификация нового российско-американского договора СНВ. Однако вчера два думских комитета - по обороне и по международным делам, ответственные за прохождение документа через нижнюю палату парламента, подтвердили свое намерение вынести вопрос о ратификации на осеннюю сессию, которая откроется в начале сентября. Впрочем, свою позицию и тот и другой комитет вчера уже определили. Они рекомендуют палате ратифицировать документ. Хотя сомнения у депутатов, и прежде всего тех, кто занимается проблемами обороны страны, конечно, были. Но представителям военного ведомства, приглашенным на заседание Комитета Госдумы по обороне, по словам первого заместителя начальника Генштаба ВС РФ, генерал-лейтенанта Александра Бурутина, удалось их развеять. Военные смогли убедить народных избранников, что договор СНВ-3 "соответствует национальным интересам РФ в области военной безопасности и обороны государства и позволит создать благоприятные условия для дальнейшего развития России в условиях гарантированной стратегической стабильности".
В заключении комитета, которое было утверждено после дискуссии, отмечается, что новый российско-американский договор "выработан на строго паритетной основе, в соответствии с принципом равной и неделимой безопасности". "Документ сбалансирован и лишен многих недостатков прежних двусторонних договоренностей", - считают члены комитета. Понятно, что даже такой осторожный вывод депутаты смогли позволить себе только после "длительной и кропотливой работы по анализу документа", "твердо убедившись в способности России и в новых условиях гарантированно обеспечивать свою безопасность". Председатель Комитета по обороне Виктор Заварзин назвал "беспрецедентно важным" уже сам факт появления новых договоренностей, "возвращение режима взаимного контроля России и США над ядерными вооружениями в правовое поле".
"Здесь нет и не может быть победивших и проигравших. В выигрыше остались обе стороны и международная безопасность и стабильность в целом", - заявил Заварзин и похвалил "наших переговорщиков", которым "удалось добиться от своих американских коллег максимально возможного: юридически закрепить в документе взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями". Как отметил Заварзин, им удалось также "согласовать практически оптимальные для России уровни стратегических носителей и боезарядов на них, настоять на отмене прежних откровенно дискриминационных для нас ограничений и мер контроля и многое другое". "В целом новый договор в относительной степени нивелирует объективно существующую разницу в возможностях России и США по поддержанию своих ядерных потенциалов. Он в полном объеме обеспечивает приемлемый для нашей страны уровень ядерного сдерживания", - убежден глава думского Комитета по обороне. К тому же, по мнению Заварзина, ратификация договора "не только сделает более стабильными и предсказуемыми наши отношения с США, но и укрепит международные позиции России".
Возможно, кто-то в России рассчитывал, что в соглашении каким-то образом будет отражена ситуация, касающаяся планов США по ПРО в Восточной Европе. Наиболее серьезные расхождения в оценке документа, по словам Заварзина, как раз и вызвало отсутствие в договоре "прямых ограничений на развитие системы ПРО США". Но такой задачи, по словам главы комитета, "изначально не ставилось". "Следует отдавать себе отчет, что готовность американцев к компромиссу на этом направлении крайне лимитирована, - сказал Заварзин. - И в случае, если бы мы настаивали на фиксации в СНВ-3 таких ограничений, договора просто бы не было, а соответствующие планы США в любом случае бы реализовались". Но вряд ли это было бы в интересах России - "оставаться в роли пассивного наблюдателя в условиях, когда эти процессы сопровождались бы еще и в отсутствие правовой основы режима контроля над СНВ". Впрочем, как заверил коллег глава комитета, "проблема ПРО по-прежнему остается в поле нашего зрения, диалог с Вашингтоном по этому вопросу продолжается". "При заключении новых соглашений с США в сфере разоружения тема ПРО будет обязательно присутствовать в повестке дня переговоров", - полагает Заварзин.
В заседании Комитета Госдумы по международным делам, где обсуждалась ратификация договора СНВ, участвовал замминистра иностранных дел Сергей Рябков."МИД убежден, что этот договор будет способствовать нераспространению ядерного оружия и пойдет на пользу нашим отношениям с США", - сообщил депутатам Рябков позицию внешнеполитического ведомства. И добавил еще несколько аргументов в пользу ратификации: "Год переговоров, предшествовавших выработке этого документа, - сказал замминистра, - привел к тому, что был составлен договор, который отвечает нашим интересам и обеспечивает серьезный, абсолютно паритетный баланс прав, направленных на обеспечение стратегической стабильности на обозримую перспективу".