За плечами участников культурного форума три насыщенных дня.
"Славянский базар" - это, прежде всего, конкурс молодых исполнителей эстрадной песни. В этом году в состязании участвуют артисты из 19 стран, Россию представляет Анна Малышева, а судит состязание председатель международного жюри, народная артистка Украины Таисия Повалий, которая и сама "вышла" из "Славянского базара".
Таисия завоевала Гран-при фестиваля в 1993-м году, с тех пор и началась ее эстрадная карьера. Российская конкурсантка Малышева увлекается джазом, а кроме того, что поет профессионально, она - еще и актриса. Малышева выступала в музыкальном спектакле "Комедианты" "Русской антрепризы имени Андрея Миронова" и играла в мюзикле "Вестсайдская история". В прошлом году Анна участвовала в конкурсе "Новая волна", но покорить Юрмалу во второй раз ей не удалось. Впервые в Юрмале Анна побывала в 1998-м году и тогда победила на конкурсе "Утренняя звезда".
Финалисты музыкального конкурса в Витебске еще не определились. А вот фавориты "Славянского базара" уже известны.
Официальное открытие фестиваля состоялось 9 июля. С приветственным посланием от президента РФ выступил руководитель администрации главы страны Сергей Нарышкин. Дмитрий Медведев в своем послании в частности отметил, что "за прошедшие годы форум превратился в яркий и запоминающийся праздник, число участников которого постоянно растет", что "позволяет реализовывать перспективные идеи в области гуманитарного сотрудничества, служит хорошим стимулом для дальнейшего роста одаренной молодежи".
Самым ярким моментом церемонии стало выступление Дмитрия Хворостовского. Его "Подмосковным вечерам" подпевал весь зал.
Хворостовский бережет голос, поэтому в дни выступлений старается не говорить много. На коротком брифинге для журналистов маэстро поделился своими впечатлениями от Витебска и фестиваля, отметил красоту белорусских девушек, которые покорили его с первого взгляда, и дружелюбие и восприимчивость публики.
По поводу голоса Хворостовский заметил, что исполнитель классического репертуара - как спортсмен:
- Человек не машина, голос зависит от смены погоды, настроения, от того, поел ты или не поел, поспал или нет. Наша жизнь сравнима с жизнью спортсменов, которые обрекают себя на предельные нагрузки. Оперное пение - это экстремальный процесс, который мобилизует все и физические, и эмоциональные данные и ресурсы.
Витебчан на открытии "Славянского базара" тронуло и выступление ансамбля "Песняры". С экрана современному составу коллектива подпевали Алла Пугачева и Владимир Мулявин. Запись была сделана на 25-летие "Песняров", шестнадцать лет назад, и как нельзя лучше вписалась в церемонию открытия.
Чуть ранее, за день до начала фестиваля, на витебской Аллее звезд, которая расположена возле главной фестивальной площадки - Летнего Амфитеатра - появился новый памятный знак. В этом году президент Республики Беларусь Александр Лукашенко удостоил своей специальной награды "Через искусство - к миру и взаимопониманию" Народного артиста СССР Владимира Мулявина (посмертно) и государственный ансамбль "Песняры".
Министр культуры Республики Беларусь Павел Латушко на открытии звезды рассказал, что Владимир Мулявин, хоть и был по национальности русским, но хранил белорусскую культуру, и научил его петь и молиться.
Композитор Игорь Лученок, который дружил с Мулявиным более тридцати лет, вспомнил, как они вместе ездили в этнографические экспедиции в Полесье и бесценный материал, собранный там, помогал творчеству "Песняров".
Современный же состав ансамбля в честь своего основателя исполнил "Полонез" Огиньского. Теперь в Белоруссии есть место, куда могут приехать поклонники творчества Владимира Мулявина и засвидетельствовать почтение его таланту. 11 июля на "Славянском базаре" прошел День Белоруссии, посвященный творчеству Владимира Мулявина.
На открытии XIX Международного фестиваля искусств "Славянский базар" президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил почетный орден имени Франциска Скорины, одну из высших государственных наград республики, композитору Юрию Антонову. Наградил "За большой личный вклад в укрепление культурных связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией".
Антонов в Витебске, помимо того, что дал сольный концерт, много и с удовольствием размышлял о Белоруссии и о музыке в целом.
- Я был чрезвычайно тронут этой наградой. Меня с Белоруссией связывают многие годы жизни. Здесь прошла и моя юность, и молодость. В Минске живет моя сестра и похоронен отец. Помню, как начинал работать в Белорусской государственной филармонии. В ту пору приехал туда молодой и неизвестный музыкант. Владимир Мулявин, а был это 1966-й год. Он прибыл из Свердловска, а у меня на то время уже был при филармонии свой маленький музыкальный коллектив, и меня попросили прослушать этого артиста с тем, чтобы он выступал с нами. Правда, предупредили, что у артиста своеобразная жена. Она выступала с художественным свистом. Одним словом, Мулявин мне понравился, и некоторое время он поработал у меня в коллективе гитаристом. Я - играл на аккордеоне. Собственно, из-за аккордеона меня и пригласили в филармонию. Инструмент был итальянский, играл я на нем хорошо. Вот меня и взяли, а "в нагрузку" дали еще парочку из Москвы - девушку контрабасистку и гитариста. С этим коллективом мы от филармонии и ездили по городам и весям нашей страны.
Сознался Антонов и в том, что крайне старомоден. Предпочитает только аналоговую музыку а ото всех технических новинок готов с легкостью отказаться.
- На концерте в Витебске мы специально привезли с собой аналоговый звуковой пульт. С цифровым принципиально не работаем. Все мое оборудование закуплено на аукционе в США и датируется 50-ми - 60-ми годами прошлого века. Антиквариат, но с другой стороны на нем работ все значимые западные студии звукозаписи. У тех, аналоговых инструментов очень благородный, бархатный звук. А цифра - она убивает звучание.
Между тем
На самом деле, фестивальная программа началась еще накануне официального открытия. Город прихорошился, на центральных улицах выложили новенькую брусчатку и позолотили некоторые части мостов через Двину. Это для дневного времени суток. На ночь же предусмотрена иллюминация мостов, которой в местной администрации особенно гордятся и сравнивают с подсветкой Эйфелевой башни в Париже. Быть может, до парижских огней еще далеко, но культурная столица Белоруссии, тысячелетний Витебск, своих художественных позиций не сдает.
На "разогреве" у "Славянского базара" выступали с сольными концертами Юрий Антонов и Томас Андерс, некогда солист поп-группы Modern Talking, покорившей Союз в 80-е годы. Билеты на Антонова и Андерса раскупили мгновенно, еще за несколько месяцев до шоу. Видимо, сказывается и то, что цены демократичные. Так, послушать Юрия Антонова можно было за сумму, которая в пересчете на российскую валюту составляет от 350 до 1000 рублей. Весь Летний Амфитеатр, а он вмещает шесть с половиной тысяч зрителей, был заполнен.
Томас Андерс обошелся витебчанам ненамного дороже. Андерс, на радость публике, построил выступление на ретроспективном исполнении своих песен, зажигавших поклонников эстрадной музыки в течение 26 лет. Прозвучали почти все хиты Modern Talking, вспомнил он и песню Solider, которую не исполнял на концертах 15 лет. Но главным, что заинтересовало зрителей, стала премьера песни "Нежность" Александры Пахмутовой, английский текст для которой Томас Андерс написал сам, вдохновившись во время одного из визитов в Москву.
Что еще будет
В этом году "Славянский базар" делает акцент на артистов, которые выделяются на фоне исполнителей популярной музыки своей "инаковостью", и на классику.
Родион Басс, директор Международного фестиваля искусств "Славянский базар":
- Мы пытаемся разнообразить фестиваль, все больше приглашаем ищущих артистов. В этом году предметом особой гордости фестиваля стал приезд с концертами "Джаз-кабаре" Олега Скрипки и Нино Катамадзе и группы Insight, концерт Дмитрия Хворостовского, который мы на фестивале ждали пять лет, но из-за большой загруженности артиста ранее нам не удавалось согласовать его гастрольный график. Выступает Хворостовский под аккомпанемент президентского оркестра. В витебской филармонии пройдет концерт немецкой органистки Имке Маркс.
Также витебчан и гостей белорусской земли ждут встречи с Тото Кутуньо и Валерией. В рамках проекта "Театральные встречи" московский Театр на Юго-западе покажет "Сон в летнюю ночь" и "Ревизора". Творческий вечер проведет актриса Светлана Крючкова. Состоится и творческий вечер Раймонда Паулса, на котором под аккомпанемент оркестра президента Республики Беларусь песни композитора будут исполнять молодые артисты. Маэстро - как всегда за роялем. На новой площадке "Славянского базара", впервые в этом году оборудованной на Площади Победы сцене, сольный концерт даст Дима Билан, также состоится совместное выступление участников и победителей конкурса "Евровидение" разных лет.
На "Славянском базаре" прошел День России
Хедлайнерами Дня России на XIX Международном фестивале искусств "Славянский базар" стали Дмитрий Хворостовский и Вера Глаголева.
Народный артист России Дмитрий Хворостовский дал в Витебске сольный концерт. На фестивале его ждали давно, но в течение пяти лет не могли согласовать гастрольный график артиста.
Дмитрий Хворостовский пел романсы и военные песни, его трижды вызывали на бис. Представил артиста витебчанам лично министр культуры РФ Александр Авдеев, который, в частности, отметил, что "праздник стал международным, с очень высокой планкой качества".
После каждой песни на сцену к Хворостовскому выходили благодарные зрители и дарили цветы - огромные букеты красных роз.
Выступал Хворостовский в сопровождении президентского оркестра Республики Беларусь и сотрудничеством остался доволен:
- Потрясающий оркестр. Молодые люди - энтузиасты, хорошие, яркие, амбициозные музыканты. С такими качествами и главного дирижера, и артистов оркестр добьется очень много.
Режиссер Вера Глаголева представила в Витебске фильм "Одна война", военную драму о судьбе женщин, родивших детей от оккупантов. Фильм уже завоевал 29 наград на разных фестивалях. И поделилась секретом своей работы:
- Для меня главное, чтобы актеры меня понимали. Что касается административных дел, то старалась на какие-то шероховатости не обращать внимания. Я человек импульсивный, но отходчивый. Когда я чувствовала, что кого-то обидела на площадке, могла попросить прощения. Актрисы, сыгравшие в фильме, все дебютантки, кроме Натальи Сурковой, которая органично вписалась в историю, в образ мамы Шуры, в который многое привнесла от себя. Наталья была утверждена на роль без проб. Что касается дебютантов, работы, конечно, было много, и они полностью погрузились в материал.
Рассказала Вера Глаголева и о том, как у нее получалось найти общий язык на площадке со своей дочерью - актрисой:
- Анне доставалось больше всех, щадить не приходилось. Я ведь ее хорошо знаю, потому фальшь сразу чувствовала. И на съемочной площадке я для нее была Вера Витальевна, никакого панибратства не допускалось.