11.07.2010 23:15
    Поделиться

    На петербургской сцене пройдет премьера оперы "Аттила" Джузеппе Верди

    Ильдар Абдразаков о войне, любви и ключах от юрты

    Премьера оперы "Аттила" Джузеппе Верди, которую нередко сравнивают с полномасштабным историческим блокбастером, пройдет в Мариинском театре. Это первая ее постановка на петербургской сцене.

    Чем отечественный "Аттила" отличается, к примеру, от американского и почему вердиевская опера актуальна по сей день? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал исполнитель заглавной партии, один из лучших басов России Ильдар Абдразаков.

    Опера на четверых

    Россйиская газета: В начале 2010 года "Аттила" был поставлен в Нью-Йорке, на сцене Метрополитен-опера. Вот-вот премьера спектакля состоится в Мариинке. Ильдар, объясните, почему по обе стороны океана случился такой приступ "аттиломании"? Ведь это отнюдь не самая популярная опера Верди.

    Ильдар Абдразаков: В Европе "Аттила" ставится довольно часто, особенно в Италии. А вот для американского и российского слушателя эта опера в новинку. Думаю, это прежде всего связано с ее сложностью. Для того чтобы поставить "Аттилу", нужно как минимум четыре центральных исполнителя с блестящими голосами. Собрать вместе такое количество звезд непросто.

    РГ: Правда, что с "Аттилой" у вас сложились долгие и, можно сказать, личные отношения?

    Абдразаков: Я мечтал исполнить роль Аттилы с шестнадцати лет. Тогда я только начал серьезно заниматься пением, поступив в Уфимский государственный институт искусств. Мне в руки попала видеозапись "Аттилы" с легендарным американским басом Самуэлем Ремеем в главной роли. Я влюбился в эту оперу! Рассказал об этом старшему брату, оперному певцу Аскару. "Ильдар, всему свое время. Когда-нибудь Аттилу споешь и ты", - ответил он. И оказался прав. Петербургская постановка оперы будет для меня третьей. Первый раз я попробовал себя в роли Аттилы в 2009 году в Лиме. Потом был упомянутый вами спектакль в Метрополитен-опера, где я также исполнил эту роль. Надеюсь, постановка в Мариинке не последняя встреча с вождем гуннов.

    РГ: Неужели "Аттила" еще не надоел?

    Абдразаков: Для оперного певца "накатанность" - одна из лучших характеристик спектакля. Оперу, как человека, надо хорошо узнать, чтобы по-настоящему полюбить.

    Петербургские костюмы лучше Прады

    РГ: Говорят, американская постановка отличилась огромным бюджетом. Роскошные декорации, звездные певцы...

    Абдразаков: С вокальной точки зрения эта постановка была сделана "на 150 процентов" - еще бы, ведь собрался очень сильный состав: Виолетта Урмана, Рамон Варгас, Карлос Алварез. Одну из ролей исполнил Самуэл Ремей. А вот режиссура немного подвела - спектакль, сделанный нидерландцем Пьером Ауди, оказался слишком статичным. Петербургская постановка в этом плане выигрывает. Немецкий режиссер Артуро Гама, который ставит оперу в Мариинке, требует от актеров больше активности, оригинальной игры. Это не даст зрителю заскучать.

    РГ: А как же знаменитые костюмы, созданные Прада специально для нью-йоркского "Аттилы"?

    Абдразаков: Костюмы скорее смущали, чем помогали воскресить на сцене борьбу варварских орд с латинской цивилизацией. У моего героя на голове был мотоциклетный шлем, украшенный лампочками. А Виолетте Урмана, исполнявшей главную женскую роль, пришлось надеть огромный парик, похожий на прическу героини мультфильма "Симпсоны". Миучча Прада, видимо, стремилась полностью реализовать себя как дизайнер, что помешало придать действию историческое правдоподобие.

    РГ: То есть "мариинские" костюмы лучше?

    Абдразаков: Да. Мой костюмчик, что называется, сидит.

    Между любовью и войной

    РГ: Постановка "Аттилы" политически актуальна?

    Абдразаков: В "Аттиле" поднимаются вечные темы. Война, захват территорий - это актуально всегда. Впрочем, никаких конкретных аналогий с современной жизнью я проводить не хочу. И даже не думайте спрашивать меня, на какого политического деятеля похож главный герой: все равно не отвечу. Я - вне политики.

    РГ: Кто он, Аттила, в вашем исполнении? Бездушный варвар? Отважный герой?

    Абдразаков: У моего персонажа две ипостаси. В начале оперы Аттила прежде всего воин, преданный интересам своего народа. Но когда он влюбляется в главную героиню (роль неустрашимой итальянки Одабеллы исполнит Мария Гулегина. - Авт.), многое меняется. Женщина с железной волей, она фактически "подминает" грозного гунна под себя. По иронии судьбы (точнее, по замыслу либреттистов Солера и Пиаве), в финале Аттила лишится жизни именно от рук возлюбленной. Она убьет его, чтобы отомстить за отца. Впрочем, эта линия отнюдь не отменяет образа Аттилы как воинственного героя: до последнего мига он мечтает завоевать Рим.

    РГ: У драматических актеров есть такой тест. Когда режиссер хочет узнать, достаточно ли хорошо артист вжился в роль, он спрашивает: "Что лежит у вашего героя в кармане?" Ильдар, а что может быть в кармане у Аттилы?

    Абдразаков: Кинжал? (Собеседник уходит в минутное раздумье. - Прим. авт.). - Нет, кинжал вождь гуннов, скорее всего, носил за пазухой. Карманов у Аттилы, конечно же, не было. Но если бы они были, то там могли бы лежать... ключи от юрты.

    Кстати

    "Аттила" - девятая опера Джузеппе Верди, написанная в 1846 году. В ее основе - романтическая трагедия Захариуса Вернера "Аттила, царь гуннов". Действие происходит в 453 году: главный герой, покоривший едва ли не половину Европы, приводит свои войска в Италию, чтобы завоевать Рим. И встречает Одабеллу...

    Поделиться