Минфин продолжает искать источники для наполнения казны. Не исключено, что со следующего года федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы) обяжут отчислять в казну не менее 25 процентов своей прибыли, сообщили СМИ. В пресс-службе минфина эту информацию подтвердили.
Пока, впрочем, решение не принято, уточняют в министерстве. Вопрос будет рассматриваться правительством в комплексе с другими предложениями минфина по повышению доходной части бюджета, поясняет сотрудник пресс-службы.
Поиски дополнительных доходов вызваны довольно большой "дырой" в казне. В этом году она будет равняться 5,4 процента ВВП. В следующем году, по предварительным подсчетам минфина, дефицит бюджета составит 4 процента ВВП, или около 2 триллионов рублей. При этом у правительства остаются немаленькие социальные обязательства перед населением. Но параллельно увеличиваются запросы ведомств на финансирование различных госпрограмм. Причем нельзя сказать, что все эти траты напрасны - о необходимости вкладывать деньги в развитие экономики в один голос говорят все эксперты. Но, как заявил недавно вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин, "если есть желание что-то потратить, то нужно найти возможность это собрать". Выступая в Госдуме, он привел пример Евросоюза, большинство стран которого собираются сокращать бюджетный дефицит на 80 процентов за счет урезания расходов, а на 20 процентов - за счет повышения налогов.
"Четвертина" от ФГУПов, впрочем, не поможет казне существенно. В стране более трех тысяч таких предприятий. Но зарабатывают они немного. В 2008 году прибыль унитарных предприятий составила 2,5 миллиарда рублей, в 2009 году - 5,8 миллиарда рублей, подсчитал глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Но это и не единственное предложение минфина по увеличению доходов. Ранее сообщалось о намерении уже в этом году изъять в казну в виде дивидендов 25 процентов прибыли акционерных обществ с госучастием. Среди них есть достаточно большие компании, их отчисления могут быть серьезными, говорит Гурвич. Норма об отчислении 25 процентов для таких компаний действовала до кризиса, потом ее отменили. В 2008 году поступления от АО составили 61,4 миллиарда рублей для консолидированного бюджета и 53,2 миллиарда рублей для федерального бюджета, подсчитал эксперт. В прошлом году на них удалось заработать значительно меньше - 16,1 миллиарда рублей получил консолидированный бюджет, 10,1 миллиарда - федеральный, напоминает Гурвич. Еще одним источником для наполнения казны могут стать, по версии минфина, госкорпорации. Их также предлагается обложить двадцатипятипроцентной "данью" от прибыли.
Но и это не все. Минфин не оставляет надежд повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ в два раза и на нефть больше чем на 10 процентов. Идет речь и об индексации акцизов - на алкоголь, табак, бензин. Так, например, акцизы на спиртное министерство предлагает довести уже в следующем году до 330 рублей за литр безводного спирта вместо планировавшихся раньше 210 рублей. Правительство, правда, пока эту идею не поддерживает. Но Кудрин недавно дал понять, что будет отстаивать свою точку зрения. В течение трехлетки повышение алкогольного акциза по минфиновскому плану может принести казне 705 миллиардов рублей. Табачные акцизы минфин предлагает поднять на 2,2 рубля, что принесет в бюджет 30 миллиардов рублей. Бензиновые платежи предлагается поднять на три рубля. Но если раньше обещали, что параллельно отменят транспортный налог, недавно глава минфина дал понять: регионам могут оставить право его взимания с машин мощностью более 150 лошадиных сил.
Свои предложения прорабатывает и минэкономразвития. Недавно сообщалось о планах ввести акцизы на предметы роскоши. Глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, правда, обещала, что их список не будет широким. Кроме того, по словам министра, могут измениться экспортные пошлины на никель, медь и минеральные удобрения. Их предлагают исчислять в зависимости от мировых цен. Поскольку они пока растут, увеличатся и пошлины. Впрочем, пока все эти предложения только обсуждаются. Каким будет решение, неясно.
Если акцизы будут индексироваться на инфляцию, речь может идти не столько о повышении, сколько об их поддержании на определенном уровне, поясняет Гурвич. Но в итоге все предложенные меры, по словам эксперта, выливаются в существенные суммы. Часть дополнительных доходов, прогнозирует собеседник "РГ", пойдет на увеличение расходов, часть - на сокращение дефицита. В результате, ожидает Гурвич, разница между расходами и доходами может снизиться с 4 до 3,5 процента ВВП.