Российским регионам не стоит рассчитывать на инвестиции в 2010 году - эксперт

Рассчитывать на инвестиции, по крайней мере в этом году, субъектам РФ не стоит. Об этом предупредила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич на Ассамблее делового сообщества, которая прошла в Центре международной торговли.

По ее словам, все потоки из федерального бюджета будут идти только по двум направлениям: в Краснодарский край и Приморье. Да еще в те регионы, как, к примеру, Якутия, где будет добываться новая нефть. Однако не все территории это еще осознали, поэтому представляют на федеральный уровень громадье планов, которые, по словам Натальи Зубаревич, "может быть и нужны региону, но не всегда они выгодны государству и инвесторам". К примеру, предлагается построить мост через Амур. Без сомнения, это важный региональный проект, но он вряд ли будет одобрен комиссией по инвестпроектам, так как еще свеж пример с мостом в Ульяновске, который возводили больше двух десятилетий. По наблюдениям Зубаревич, чем слабее регион, тем более фантастические проекты он предлагает. У более сильных субъектов, по ее наблюдениям, уже сформировался вкус к инвесторам.

- Всего в 2010 году будет реализовано 23 региональных инвестиционных проекта, - сообщила заместитель директора департамента инвестиционных проектов минрегиона Анна Печенова.

По ее словам, едва ли не главный приоритет отдается проектам в сфере ЖКХ. Один из таких "пилотов" на принципах государственно-частного партнерства сейчас запущен в Ростове-на-Дону - это "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения региона".

К сожалению, сейчас не все пока понятно с финансированием подобных инвестпроектов из Инвестфонда РФ. Дело в том, что положение о региональных инвестиционных фондах пока только разрабатывается. Известно лишь, что в числе главного требования к таким территориальным фондам будет наличие реалистичных проектов на местах.

Большие надежды минрегион связывает также с разработкой проекта концепции комплексных планов развития территорий. Необходимость в таком документе, по мнению Анны Печеновой, связана с тем, что многие региональные проекты недостаточно структурированы, разрознены. Для субъектов главное - войти в программу госгарантий, получить кредиты ВЭБа или гарантии Инвестфонда, однако как эти проекты будут потом соотноситься между собой на территории, власти зачастую не просматривают. В результате, по мнению аналитиков, получается как в Нижнем Приангарье, где никто не догадался запланировать для такого крупного комплекса социальную инфраструктуру. Главного менеджера всего этого хозяйства, кто бы координировал работу мегапроекта, как раз и не хватает.

Эксперты сошлись во мнении, что сейчас плохой тренд, поэтому регионам давно стоит опуститься с небес на землю и предлагать к реализации жизнеспособные планы. На каких инвестпроектах стоит сразу поставит крест? На секции, где рассматривались проекты развития регионов, все выступающие были едины во мнении, что сейчас не найдут одобрения сырьевые программы. Наверняка проходными станут ЖКХ, инфраструктура и высокотехнологичные направления. Помочь регионам сориентироваться, в каком направлении двигаться, должна Концепция совершенствования региональной политики, очередной вариант которой поступил недавно в профильный Комитет Государственной Думы. По словам первого заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Галины Изотовой, в данной концепции определяется, что Федеральные целевые программы (ФЦП) территориального развития должны реализовываться, к примеру, при таких условиях, когда показатели социально-экономического развития региона ниже пороговых значений показателей, предусмотренных критериями национальной безопасности. Или регион относится к районам нового хозяйственного освоения, либо освоенность и заселенность территории входит в число приоритетов государственной региональной политики, соответствует долгосрочным геополитическим интересам РФ.

Это должно заставить регионы задуматься о собственных ресурсах, а не надеяться исключительно на помощь извне. По мнению Галины Изотовой, сейчас в субъектах РФ отсутствуют механизмы ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям - получателям трансфертов. Да и мотивации органов власти регионов и муниципалитетов недостаточно, чтобы заняться сокращением финансовой помощи и развитием собственного налогового потенциала. На подходе еще два важных законопроекта для регионов. Сейчас разрабатывается закон о приграничных территориях. Кроме того, в первом чтении принят закон, касающийся зон территориального развития, который должен будет решить вопросы депрессивных регионов.

Блицинтервью

Почему региональные проекты с таким трудом получают финансирование? Этот вопрос мы задали на ассамблее Владимиру Головневу, первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике и предпринимательству.

- Финансовые ресурсы только-только начали поступать в регионы. Под местные инвестпроекты они идут очень непросто. Причем если за деньгами в банк приходят представители столичных компаний - они, как правило, их получают. Если же региональный бизнесмен пришел просить денег - начинаются существенные проблемы. Сегодня их три. Во-первых, деньги невозможно получить или крайне сложно. Во-вторых, даже если финансовые ресурсы выдаются, то на кабальных условиях, к примеру, в виде неподъемного залога. И наконец, деньги крайне короткие и очень дорогие. Например, если в Москве предприятия могут кредитоваться по ставке 12%, то в регионах - не менее 15-17%.

Поэтому прекрасно понимаем, что бизнес-проектов, которые как в 1990-е годы окупались бы за 1,5-2 года, уже нет. Сегодня одна из главных проблем региональных инвестпроектов - наполнение их ликвидностью. В итоге складывается ситуация, когда регионы готовы предложить большое разнообразие проектов, но в самих субъектах нет денег на их софинансирование.

- Почему такие масштабные проекты, как, например, "Урал Промышленный - Урал Полярный" превращаются в долгострои?

- Кризис существенно подкорректировал планы реализации таких крупных амбициозных проектов. Сейчас идет вынужденная отсрочка по сдаче этих объектов в эксплуатацию, так как они очень емки по деньгам.

Всем понятно, что все денежные потоки в этом году пойдут на олимпийскую стройку в Сочи и в Приморье на АТЭС. Когда завершится проект на Урале, сможем сделать прогноз только к концу 2010 года, когда будет понятно, в каком состоянии наша экономика. Во многом это зависит от цен на нефть и от того, как будет развиваться производство. Пока итоги первого полугодия вселяют оптимизм, к примеру, есть надежда, что инфляция к концу года снизится до 6%.

- Почему сырьевые инвестиционные проекты, предлагаемые регионами к реализации, сегодня не в приоритете?

- Не все проекты отметаются. С моей точки зрения, на проекты, связанные с природными ресурсами, очень быстро придут иностранные инвесторы. Они прекрасно знают, как из полезных ископаемых можно сделать по-настоящему востребованную продукцию.

Объем инвестиций в основной капитал по федеральным округам РФ