Эксперты: Введение налога на недвижимость подорвет рынок жилья

На недавней встрече с руководителями муниципалитетов Амурской области президент РФ заявил, что с 2011 года вырастут нормативные отчисления от ряда налогов в местные бюджеты. "Федеральная и региональная помощь - она не может быть системой, она дает лишь кратко временный эффект. Поэтому государство уделяет и будет уделять особое внимание расширению налоговых источников для местных бюджетов", - сказал Дмитрий Медведев.

Помимо увеличения отчислений от уже существующих налогов, одним из наиболее эффективных способов привлечения налоговых доходов в муниципальные бюджеты является введение давно обсуждаемого местного налога на недвижимость. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму еще в апреле 2004 года, но за шесть лет прошел лишь первое чтение. Однако в "Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", одобренных правительством РФ, значится доработка и обеспечение принятия этого законопроекта.

Введение налога осложняется как отсутствием необходимых для его функционирования нормативных актов - таких, как Закон "О государственном кадастре недвижимости" и новеллы в Закон "Об оценочной деятельности в РФ", а также соответствующих подзаконных актов, так и связанными с ним рисками. Основная особенность нового универсального налога, призванного заменить существующие ныне налоги на отдельные виды недвижимости, - исчисление налоговой базы исходя из рыночной стоимости недвижимости. В соответствии с предлагаемыми в Налоговый кодекс дополнениями ставка налога должна быть установлена властями конкретного муниципалитета в пределах от 0,1% до 1%. В самом Налоговом кодексе предлагается установить лишь самые общие параметры будущего налога: налогоплательщиков (ст. 388), объекты налогообложения (ст. 389), порядок определения налоговой базы с учетом понижающего коэффициента 0,8 и необлагаемую норму в размере средней стоимости 5 кв. м жилья (ст. 390).

Установление льгот и специальных режимов налогообложения для отдельных видов недвижимости передается в ведение органов местного самоуправления. Однако в силу особенностей и диспропорций современного социально-экономического развития России именно индивидуализированный подход к установлению налоговых режимов по отдельным видам недвижимости является важнейшим фактором минимизации рисков введения нового налога.

Невозможно в общем порядке по одной и той же ставке производить налогообложение таких разных видов недвижимости, как индивидуальное жилье, офисные помещения, иная коммерческая недвижимость, земли различного назначения и т.д. Например, если установить общую ставку 1% для индивидуального жилья, то даже с учетом необлагаемых 5 кв. м размер налога составит для многих семей сумму, превышающую их совокупный месячный доход. Это обусловлено тем, что рыночная стоимость 1 кв. м жилой недвижимости в большинстве муниципалитетов России существенно превышает среднемесячный заработок в той же местности. Вынужденная же массовая продажа миллионами беднейших семей своего жилья способна заметно поколебать рынок жилой недвижимости, на котором расположены крупные активы. Риски несет в себе и непродуманное налогообложение офисной недвижимости - ставка в 1% от ее рыночной стоимости неизбежно влечет возрастание арендной платы, а значит, и издержек предпринимателей. Эти негативные последствия будут особенно заметны в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, а также быстро развивающиеся районные центры Подмосковья.

"Я поддерживаю введение налога на недвижимость и как налога на единый объект, и как налога, построенного на рыночной оценке. Мы сможем перейти на него, когда завершится кадастровая оценка всех объектов. Самое раннее - с 2013 года", - сказала глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Однако помимо кадастровой оценки для введения этого налога необходимо и более детальное правовое регулирование уже на уровне Налогового кодекса РФ.