Россияне все реже пользуются услугами традиционной почты - таковы результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Только 16 процентов россиян заходят на почту, чтобы отправить письмо, 12 процентов - оформить подписку на какое-либо издание. В целом за последние пять лет доля тех, кто регулярно (не реже раза в месяц) посещает свое почтовое отделение, снизилась с 54 до 42 процентов.
Совсем мало осталось завсегдатаев - тех, кто заходит на почту ежедневно (их число сократилось с 4 процентов в 2005 году до 1 процента в 2010-м) и еженедельно (уменьшение с 8 процентов до 4 процентов). Практически каждый четвертый (23 процента) заходит на почту раз в год или реже, каждый пятый - раз в несколько месяцев. Вшестеро выросла за пять лет доля тех, кто вообще никогда не посещал свое почтовое отделение (с 2 процентов до 13).
Сегодня регулярные клиенты почты - это, в первую очередь, селяне (50 процентов жителей сел), пожилые респонденты (50 процентов пенсионеров) и те, кто не пользуется Интернетом (49 процентов опрошенных данной группы).
Только один раз в несколько месяцев свое почтовое отделение посещают жители малых городов (52 процента опрошенных этой группы), россияне моложе 35 лет (50 процентов молодежи) и пользователи Интернета (53 процента пользователей Сети). Столичные игнорируют почту чаще жителей других городов - 29 процентов москвичей и петербуржцев никогда не были на почте.
Зачем вообще люди ходят на почту в наше время? По данным ВЦИОМ, россияне там чаще всего оплачивают коммунальные или другие счета (40 процентов). Еще 16 процентов отправляют письма (в 2009 году их было 27 процентов), 13 процентов получают пенсию, по 12 процентов - оформляют подписку и денежные переводы (снижение на 4 процентных пункта), 7 процентов отправляют посылки (было 12 процентов), 6 процентов выплачивают кредиты, 5 процентов отправляют телеграммы и 4 процента заказывают товары по каталогу.
Одновременно значительно возросла доля тех, кто вообще не пользовался услугами почты в течение последних трех месяцев (с 19 процентов в прошлом году до 27 процентов в этом).
Большинство россиян (62 процент) довольны тем, как работает "Почта России". Такую оценку дают 78 процентов жителей юга России, 73 процента жителей сел, 67 процентов опрошенных, не имеющих высшего образования, и 76 процентов тех, кто регулярно посещает свое почтовое отделение.
Только 15 процентов опрошенных негативно отзываются о работе почты. Это, как правило, дальневосточники (38 процентов жителей Дальнего Востока), жители крупных городов (23 процента) и 19 респондентов с высшим образованием.
Что их не устраивает на почте? Перво-наперво - это очереди. Так ответил 71 процент опрошенных. 26 процентов не довольны невежливым обращением персонала, 18 процентов - высокими тарифами за услуги, 15 процентов - неудобным режимом работы. По 11 процентов граждан жалуются на то, что до них не доходят письма, посылки, газеты (респонденты могли дать несколько вариантов ответа).